• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 7)

    Страница: 1 2 3 4 5 6 7

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Богомолов-1987 "Лишь для тебя на земле я живу". Из переписки Николая Гумилёва и Ларисы Рейснер. Публикация Н. А. Богомолова. В журнале "В мире книг", 1987, №4, сс.70-76.
    Гумилёв-1991-1...3 Гумилёв Николай. Сочинения в трех томах, тт.1-3. М., Художественная литература, 1991.
    Гумилёв-Вашингтон-1...4 Гумилёв Н. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1-4. Из-во книжного магазина Victor Kamkin, Inc. Вашингтон, 1962 — 1968.
    Жизнь Гумилёва-1991 Жизнь Николая Гумилёва. Воспоминания современников. Л., 1991.
    ЗК Ахматовой Записные книжки Анны Ахматовой (1958 — 1966). Giulio Einaudi editore, Москва — Torino, 1996.
    ЗК Блока-1965 СПб., "Наука". 1994.
    Исследования-1994 Александр Блок. Записные книжки. 1901 — 1920. М.: Художественная литература, 1965.
    Лукницкий-I Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том I. 1924-1925. YMCA-PRESS, Paris, 1991
    Лукницкий-II Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том II. 1926-1927. YMCA-PRESS, Русский путь. Париж-Москва, 1997.
    Неакадемические комментарии-1..4 Степанов Е. Е. Неакадемические комментарии 1-4 в журнале: Toronto Slavic Quarterly, №№ 17, 18, 20, 22.
    ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва). Л., 1991.
    Письма-1987 . Л., 1991.
    Поэт на войне-1...5 Степанов Е.Е. Поэт на войне. Часть 1. Вокруг "Записок кавалериста" — 1914 — 1915. Выпуски 1-5 в журнале Toronto Slavic Quarterly, №№24, 25 и 26, 27, 28.
    Пржиборовская-2008 Галина Пржиборовская. Лариса Рейснер. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2008.
    ПСС-I...VIII Гумилёв Н. С. Полное собрание сочинений. М., Воскресенье, тт.I-VIII, 1998-2007
    Пунин-2000 Н. Пунин. Мир светел любовью. Дневники. Письма. Москва, изд-во "Артист. Режиссер. Театр", 2000.
    РГАЛИ Российский Государственный архив литературы и искусства.
    РГВИА Российский Государственный военно-исторический архив.
    РО ИРЛИ Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (С.-Петербург).
    Труды и дни Лукницкий П. Н. Труды и дни Н. С. Гумилёва. В книге: Вера Лукницкая. Любовник. Рыцарь. Летописец. Еще три сенсации из Серебряного века"Сударыня". 2005.
    Хроника-1991 Степанов Е. Е. Николай Гумилёв. Хроника / В кн.: Николай Гумилёв. Сочинения в трех томах, т. 3. М., Художественная литература, 1991
    Шубинский-2004 Шубинский В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта. СПб.: Вита Нова, 2004.

    Примечания:

    1. Надпись на книге А. Блока "Стихотворения. Книга третья". М., Мусагет, 1916. Литературное наследство, т.92, книга 3. М., Наука, 1982, с.56-57. На с.57 — факсимильное воспроизведение надписи.
    2. "Труды и дни", с.254
    3. Княгиня Вера Игнатьевна Гедройц (26.3.1876, Киев — лето 1932, там же), литературный псевдоним Сергей Гедройц, закончила медицинский факультет Лозаннского университета, работала хирургом. Была связана с социал-демократами. Начиная с 1910 года выпустила несколько сборников стихов, о которых Гумилёв в "Аполлоне", 1910, №6 высказался достаточно критично. Это не помешало ей материально поддержать издание акмеистического журнала "Гиперборей", в котором она также печаталась. О ее творческой биографии подробнее смотрите в 1-м томе энциклопедии "Русские писатели. 1800-1917". В Царскосельском госпитале, которым заведовала Гедройц, Гумилёв лежал весной 1916 года. Возможно, она как-то содействовала переводу Гумилёва из Гусарского полка в Русский экспедиционный корпус во Франции весной 1917 года, но вряд ли принимала участие в "хлопотах" при переводе из Уланского в Гусарский полк зимой 1915-1916 гг.
    4. Неакадемические комментарии-4.
    5. РГВИА, ф.3549, оп.1, д.236.
    6. Звание унтер-офицера Гумилёву было присвоено 15 января 1915 года за первый Георгиевский крест; смотрите "Поэт на войне-2". Возможно, это был перевод его из чина младшего унтер-офицера в чин старшего унтер-офицера, в армии такие различия существовали.
    7. ПСС-3, №33 и примечания на сс.356-361.
    8. Смотрите примечания в ПСС-3 к №№34-44, сс.361-371, "Труды и дни", сс.257-258, 270.
    9. Аполлон, 1915, №10 и 1916, №1. Подробнее смотрите Гумилёв-1991-2, сс.146-160, 301-303, а также примечания к ПСС-7, №№67 и 68, сс.504-517.
    10. В мае 1916 года Гумилёв получит от него из Симферополя благожелательный отзыв на эту рецензию, смотрите ПСС-8, №41, раздела "Письма к Н. С. Гумилёву".
    11. "Дитя Аллаха" смотрите Гумилёв-1991-2, сс.400-401 и ПСС-5, сс.434-449. Постановка пьесы не была осуществлена, впервые она опубликована весной 1918 года в "Аполлоне", 1917, №6-7, с иллюстрациями Павла Кузнецова, который также дал согласие оформить декорации и выполнить эскизы марионеток для кукольного спектакля (Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977, с.145).
    12. Аполлон, 1916, №4-5, с.86. Сам автор, по всей видимости, остался доволен своим произведением, так как неоднократно читал его до публикации, в частности, 22 марта 1917 года при посещении Ф. Сологуба.
    13. "Труды и дни", с.259.
    14. Лукницкий II, с.52.
    15. Хроника-1991, с.395. Биржевые ведомости, №15439, (веч. вып.), 13 марта 1916 г. Пржиборовская-2008, сс.135-136.
    16. Гумилёв-1991-2, сс.397-398, ПСС-5, №3, примечания на сс.422-426. Пьеса была написана для намеченного на 13 декабря 1912 года в "Бродячей собаке" театрализованного представления "Парижский игорный дом на улице Луны, захваченный казаками в 1814 году", посвященного столетию победы над Наполеоном, однако вечер так и не состоялся. Поэтому Гумилёв и отдал ее в "Альманах муз".
    17. Предполагаемое Лукницким посещение Гумилёвым заседания ОРХС 5 апреля 1916 года (под председательством проф. Ф. Ф. Зелинского), посвященного вопросу о применении в русском стихосложении античных метров, скорее всего, не состоялось, так как он к этому времени должен был уже покинуть Петроград. Среди участников прений в журнале "Аполлон", №4-5, 1916, с.86, перечисляются С. К. Маковский, Н. В. Недоброво, В. В. Томашевский, В. А. Чудовский, В. К. Шилейко, но Гумилёв не упоминается ("Труды и дни", с.260).
    18. "Труды и дни", с.259. "Хождение Иштар" впервые опубликовано в книге: Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В. К. Шилейко. СПб., Наука, 2007.
    19. Труды и дни, с.238.
    20. ПСС-8, №№141 и 143.
    21. Пунин-2000, с.142.
    22. ПСС-3, №43.
    23. ПСС-3, №44.
    24. РГВИА, ф.3509, оп.1, д.1220, л.153.
    25. Исследования-1994, с.199; Библиотека А. А. Блока: Описание. Сост. О. В. Миллер и др.; под ред. К. П. Лукирской: Л., 1984. Кн. 1, с.253.
    26. РГВИА, ф.3509, оп.1, д.1220, л.154.
    27. РГВИА, ф.3509, оп.1, д.1220, л.244.
    28. РГВИА, ф.3509, оп.1, д.1220, л.245.
    29. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.189, л.415. Заверенная копия. Машинопись.
    30. "Труды и дни", с.260.
    31. РГВИА, ф.4000, оп.1, д.1069.
    32. Впервые воспоминания опубликованы в "Новом журнале", Нью-Йорк, 1956, №46, сс.107-126. Перепечатаны в книге "Жизнь Гумилёва-1991", сс.61-77. Эти воспоминания, по-женски субъективно, "не переваривала" Анна Ахматова, о чем имеется множество язвительных заметок в ее "Записных книжках". Они, действительно, требуют существенной "фильтрации" и породили множество не имеющих отношения к реальности легенд, подхваченных современными биографами.
    33. РГВИА, ф.409, оп.1, д.176788(153-923); Д.С. Гумилёв 26 января 1917 года был освидетельствован при Петроградском Военном Лазарете как нестроевой. Фактически же его воинская служба прервалась еще 8 августа 1916 года, когда он был отправлен на излечение в Перевязочный отряд 2-й Финляндской стрелковой дивизии (РГВИА, ф.409, оп.1, д.176788). В течение осени 1916 года его перемещали из одного лечебного учреждения в другое, пока в январе 1917 года он не был окончательно освидетельствован как негодный к строевой службе.
    34. О трех наградах, полученных Дмитрием Гумилёвым летом 1915 года, было сказано в предыдущем выпуске "Поэта на войне". 12 февраля 1916 года он был награжден светло-бронзовой медалью на ленте ордена Белого Орла — свидетельство №588. 7 августа 1916 года Дмитрий Гумилёв получил свой последний орден — Св. Станислава 3 ст. (ф.409, оп.1, д.176788 (153-923)).
    35. "Труды и дни", с.332.
    36. Часть приведенных сведений и фотографии — из частного письма от родственников А. А. Фрейганг, любезно предоставленного автору Р. Д. Тименчиком.
    37. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    38. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    39. РГВИА, ф.3557, оп.2, д.19.
    40. РГВИА, ф.3549, оп.1, д.284. Об истории и составе чудом сохранившихся вступительных военных документов Гумилёва смотрите "Неакадемические комментарии-3", примечание 5.
    41. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    42. ПСС-3, №45. В газете "Одесский листок" стихотворение было напечатано без заголовка.
    43. Роман Тименчик, "Над седою, вспененной Двиной...", журнал "Даугава", 1986, №8, с.116.
    44. Большинство упоминаемых в выпуске населенных пунктов можно найти на компакт-диске "СНГ и Балтия 2004", выпуск GWCIS-02/04, ООО "Фирма Ингит", www.ingit.ru, или на сайте http://maps.google.ru/
    45. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.117.
    46. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    47. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.117.
    48. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.150.
    49. Н. Гумилёв. Собрание сочинений. Том четвертый. Вашингтон, 1968, сс.538-540.
    50. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.118.
    51. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    52. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    53. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    54. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.165, л.42.
    55. Гумилёв-Вашингтон-4, сс.537-538.
    56. Действительно, при переформировании Гусарского полка в январе 1917 года Гумилёв был определен в стрелковый полк, однако служить он там не стал. Вероятно, перевод его в стрелковый полк послужил толчком к началу хлопот по переводу в Русский экспедиционный корпус для отправки на Салоникский фронт. Об этом будет подробно рассказано далее в этом выпуске и в последующих выпусках.
    57. Гумилёв-Вашингтон-4, с.630.
    58. Впервые эта замечательная акварель была опубликована в сборнике трудов к 100-летию поэта: "Nikolaj Gumilev. 1886 — 1986. Berkeley Slavic Specialties, 1987". Хранится она сейчас в собрании Джона Стюарта в Лондоне; она была представлена на выставке в Русском музее "Время собирать..." в 2008 году и воспроизведена в каталоге этой выставки.
    59. ПСС-3, №48. Командиром полка был полковник Александр Коленкин
    60. "Труды и дни", с.260. "Записки кавалериста", описывающие всю службу Гумилёва в Уланском полку, были им полностью завершены, а повторяться и сочинять "Записки гусара" в его планы, видимо, не входило. Тем более, ярких и запоминающихся боевых эпизодов в Гусарском полку с ним не случалось, и там он служил уже не рядовым кавалеристом, а младшим офицером. Служба эта вылилась в рутинное исполнение воинского долга, от чего увильнуть (такие возможности у него были) он в силу своего характера не мог.
    61. Следует заметить, что публикаций, посвященных пребыванию Гумилёва в 5-м гусарском Александрийском полку, было очень немного. Первой публикацией об этом была работа Романа Тименчика "Над седою, вспененной Двиной..." в журнале "Даугава", 1986, №8, сс.115-121. Эти заметки и сам их автор подтолкнули автора настоящей публикации к дальнейшему изучению данной темы, которое первоначально вылилось в не отраженную ни в одном библиографическом указателе публикацию в том же журнале: Евгений Степанов, "Несколько страниц из жизни прапорщика гусарского полка Николая Гумилёва", "Даугава", 1994, №2, сс.145-166. Журнал вышел уже после того, как Латвия обрела независимость, и популярное когда-то издание перестало доходить до российского читателя.
    62. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.117.
    63. Там же.
    64. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.107.
    65. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.148.
    66. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.117.
    67. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.117.
    68. РГВИА, ф.3597, оп.2, д.182, л.238.
    69. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.165, л.42-50.
    70. О нем, его воспоминаниях и графоманской поэме будет рассказано ниже.
    71. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.118.
    72. "Шубинский-2004" имеется факсимильное воспроизведение письма (с.452). Уже упоминавшаяся Маргарита Марьяновна Тумповская (1891-1942) — поэтесса, переводчица, литературный критик. Участница "второго" "Цеха поэтов", который пытались создать осенью 1916 г. Г. В. Иванов и Г. В. Адамович, и "третьего", гумилёвского "Цеха", в 1920-1922 гг. Ее стихи были опубликованы в альманахе "Дракон" (Пг., 1921). Гумилёва познакомила с М. М. Тумповской ее подруга М. Е. Левберг в ноябре 1915 г. и вплоть до осени следующего 1916 года ее и поэта связывали близкие отношения. М. М. Тумповская — адресат любовной лирики Гумилёва и автор одной из лучших прижизненных статей о творчестве поэта — Тумповская М. М. "Колчан" Н. С. Гумилёва. Аполлон. 1917, №6-7, сс.58-69. Подробнее о ней рассказано в очерке О. А. Мочаловой "Маргарита". "Жизнь Гумилёва-1991", сс.312-314, а также в книге ее воспоминаний: Ольга Мочалова. "Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах", М., Молодая гвардия, 2004, сс.88-92.
    73. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149; ф.3597, оп.2, д.182, л.265.
    74. "Труды и дни", с.260.
    75. РГВИА, ф.12529, оп.1, д.14, л.211.
    76. "Труды и дни", сс.260-261.
    77. "Записные книжки" Блока. М., Художественная литература, 1965, с.572.
    78. Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Девочка, катящая серсо... М., Молодая Гвардия, 2007, сс.99-108.
    79. Мемуаристы расходятся во мнении, когда Гумилёв познакомился с Анной Энгельгардт. Подробно об этом смотрите в очерке "Анна Энгельгардт — жена Гумилёва (по материалам архива Д. Е. Максимова)". Публикация К. М. Азадовского и А. В. Лаврова в книге "Исследования-1994", сс.358-398. Автор придерживается мнения об их знакомстве весной 1916 года.
    80. ПСС-8, №46. Впервые опубликовано в "ЛГ-Досье", 1992, №2. Автограф хранится в ГАРФ.
    81. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1988. Артистическое кабаре "Привал комедиантов", сс.96-154. Однако в приведенных там повестках "Поэтических вечеров" от 12 и 26 мая имя Гумилёва не упоминается.
    82. "Труды и дни", с.261.
    83. Георгиевским кавалерам полагалась выдача денег со дня совершения подвига. За Георгиевский крест 3-й степени — 60 руб. в год (5 руб. в месяц) (Учебник для пехотных команд. Сост К. Адариди. Пг., 1916, с.7). Отдельные сведения в этом выпуске приводятся по статье И. А. Курляндского "Поэт и воин", опубликованной в книге "Исследования-1994", сс.254-298".
    84. РГВИА, ф. 3597, оп. 1, д. 188, л. 671. Заверенная копия. Машинопись.
    85. В этой статье значилось: "семейным офицерам... эвакуированным... в лечебные заведения, находящимся вне места жительства их семей, в каких бы они чинах ни состояли, полагаются суточные деньги: строевым офицерам., по 1 р. 50 коп. ... за каждые сутки" (РГВИА, ф.12529, оп.1, д 9, л.386). За период службы в полку Гумилёв получал дополнительно 1 р. в сутки как семейный офицер. С. В. П. — свод военных постановлений, В. В. — военное ведомство.
    86. ЦГВИА, ф. 3597, оп. 1, д. 189, л. 270. Подлинник. На бланке начальника Царскосельского особого эвакуационного пункта. Машинопись.
    87. Подчеркнуто в тексте.
    88. ЦГВИА, ф. 3597, оп. 1, д. 188, л. 170. Заверенная копия. Машинопись.
    89. "Труды и дни", с.261.
    90. ЦГВИА, ф.3597, оп 1, д.189, л.563. Заверенная копия. Машинопись.
    91. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149; ф.3597, оп.2, д.182, л.352.
    92. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.189, л.562. Подлинник. Машинопись. На бланке Царскосельского уездного воинского начальника.
    93. Смотрите воспоминания бывшего офицера полка А. Восняцкого — http://www.pobeda.ru/index.php?Itemid=58&id=4792&option=com_content&task=view
    94. "Труды и дни", с.262.
    95. "Жизнь Гумилёва-1991", сс.104-124.
    96. ПСС-8, №149. Автограф — РГАЛИ, ф.273, оп.1, ед.хр.11, л.1.
    97. "Труды и дни", с.262.
    98. ЗК Ахматовой, с.665.
    99. Лукницкий-I, с.102.
    100. У А.Н. Энгельгардта ошибочно указан 1915 год. Следует заметить, что, скорее всего, приведенные воспоминания относятся на самом деле не к 1916 году, а к лету 1918 года, кануну свадьбы. Вряд ли Гумилёв мог в 1916 году относиться к Ане Энгельгардт как к "потенциальной невесте". Кроме того, не мог Гумилёв в это время носить "изящный спортивный костюм", он мог быть только в военной форме. В тех же воспоминаниях А. Н. Энгельгардт пишет о знакомстве сестры с Гумилёвым: "В этот период, весной 1916 года, она познакомилась с Николаем Степановичем Гумилёвым. К тому времени я окончательно поправился и, выходя на улицу, впервые увидел Н. С. Гумилёва, который зашел за сестрой, чтобы куда-то идти с ней. Он был одет в гвардейскую гусарскую форму, с блестящей изогнутой саблей. Он был высок ростом, мужественный, хорошо сложен, с серыми глазами, смотревшими открыто ласковым и немного насмешливым взглядом. Я расшаркался (гимназист III класса), он сказал мне несколько ласковых слов, взял сестру под руку, и они ушли, счастливые, озаренные солнцем".
    101. Свадьба, действительно, состоялась, но после окончательного возвращения Гумилёва в Россию весной 1918 года. По свидетельству Лукницкого, со слов второй жены Гумилёва Анны Николаевны, свадьба была устроена 25 июля по старому стилю — в день Анны, или 7 августа по новому стилю, буквально через два дня после официального развода с Ахматовой, 5 августа 1918 года ("Труды и дни", с.282).
    102. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149, РГВИА, ф.3597, оп.2, д.182, л.378.
    103. "Труды и дни", с.262.
    104. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149, ф.3597, оп.2, д.182, л.388.
    105. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.118.
    106. Там же.
    107. Там же.
    108. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    109. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.183, л.3.
    110. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.183, л.4 — машинопись, л.8 — от руки; видимо, 1 экземпляр был отправлен в Уланский полк, другой — в штаб фронта.
    111. Впервые полный послужной список Гумилёва был опубликован Г. П. Струве в "Собрании сочинений" Гумилёва, вышедшем в 60-е гг. в Вашингтоне (т.1, сc.XLV- XLIX). Этот список составлен 2 декабря 1916 года в 5-м гусарском Александрийском полку, он наиболее полон. С ним Гумилёв был откомандирован в мае 1917 года на Салоникский фронт, и он остался в Париже. В рапорте начальнику штаба Петроградского военного округа командующий полком Козлов писал 10 мая 1917г.: "При сем представляю послужной список прапорщика Гумилёва, командированного в Ваше распоряжение для отправления на пополнение офицерского состава особых пехотных бригад, действующих на Салоникском фронте" (РГВИА, ф.3597, оп.1, д.179, л.91). Имеется также послужной список Гумилёва от 29 августа 1916 г., заполненный чернилами. К списку сделана дополнительная запись: "Состоял больным в Петрограде. По выздоровлении 2 мая 1917 г. командирован в распоряжение начальника штаба Петроградского военного округа для отправления на пополнение офицерского состава особых пехотных бригад, действующих на Салоникском фронте. 21 сентября 1917 г. на основании сношения Главного штаба от 6 сентября 1917 г. за №157201 исключен из списков полка (приказ №281)" (РГВИА, ф.409, оп.1, д.116110). Третий послужной список опубликован И. А. Курляндским в книге "Исследования-1994", с.258. Он составлен 10 мая 1917 года (РГВИА, ф.409, оп.2, д.38441, л.4 об.-5). Отмечу, что хотя здесь упоминается об отчислении Гумилёва из Гусарского полка с 21 сентября 1917 года, сам приказ №281 до Гусарского полка так и не дошел, и в приказах по полку, вплоть до его расформирования в конце 1917 года, приказ об отчислении Гумилёва из списков полка отсутствует.
    112. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    113. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.118.
    114. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.118.
    115. Там же.
    116. Там же.
    117. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    118. Иван Коневской (1877-1901, псевдоним Ивана Ивановича Ореуса), поэт, один из основоположников русского символизма, почитаемый и следующим поколением поэтов. Его отец, И. И. Ореус (1830 — 1909) вспоминал: "Коневской скончался 8 июля 1901 года, 23 лет от роду, едва кончив курс университета. Как и в предыдущие года, в этом году Коневской поехал в небольшое летнее путешествие ("странствие", как говорил он), на этот раз по прибалтийским губерниям. Выехав из Риги, он вспомнил вдруг, что забыл в гостинице паспорт, и сошел на станции Зегевольде, чтобы дождаться встречного поезда и вернуться. День был жаркий. Около станции протекает река Аа (ныне Гауя). Коневской стал купаться... и утонул. Все эти подробности выяснились, конечно, позже, так как свидетелей его смерти не было. Тело Коневского было найдено через несколько дней и предано земле местным лютеранским пастором. Только после усиленных розысков отцу удалось узнать о судьбе единственного сына... Немецкая аккуратность местных властей сберегла все оставшееся от неизвестного покойника: одежду, вещи, бумаги. По этим признакам узнали безымянное тело и восстановили события последнего дня. Останки И. Коневского были вторично преданы земле уже по православному обряду. Особого православного кладбища в Зегевольде не оказалось. Тело Коневского было положено в лесу, прекрасно содержимом. Тем, кто присутствовал при этом погребении, невольно припомнились стихи Лермонтова: "И вкруг твоей могилы неизвестной // Все, чем при жизни радовался ты, // Судьба соединила так чудесно..." Коневской любил лес, любил ветер; лесу и ветру посвящено у него немало задушевных стихов. И его хоронили в лесу, и при чудной, ясной погоде бушевал сильный ветер. Скромная могила осенена кленом, вязом и березой". Цитируется по книге: Иван Коневской (Ореус). Мечты и думы. Томск, "Водолей", 2000, с.453. В этой книге, помимо собрания сочинений И. Коневского, собрана его переписка и воспоминания о нем современником. В том числе и рассказы о посещении его могилы В. Брюсовым, О. Мандельштамом (в "Эрфуртской программе" из "Шума времени") и др. Его могила стала местом паломничества поэтов, своего рода поэтическим урочищем для ищущих идеальный мир. Смотрите также сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коневской,_Иван_Иванович.
    119. ОР РГБ, ф.245 (Л. М. Рейснер), к.6, ед.хр.20, л.17. Текст эпиграммы впервые воспроизведен: "Литературное наследство", т.92, книга 4. М., Наука, 1987, с.156; а также в книге: "— начало XX века)". Библиотека поэта. Л.: Советский писатель, 1988, с.525 (№1876). Под "папой" скорее всего, подразумевается Валерий Брюсов, который создал в кругу символистов своего рода культ Коневского. Подробности об этом — в указанном выше томе "Литературного наследства".
    120. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149, ф.3597, оп.2, д.182, л.382.
    121. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149, ф.3597, оп.1, д.171.
    122. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.119.
    123. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    124. ПСС-8, №150. Автограф — РО ИРЛИ, р.1, оп.5, №500.
    125. Для обучения кавалеристов использовались различные игры, в том числе "Лисички" и "Парфорсная охота". Их описание можно найти на сайте http://www.cavalerist.ru/vpv_ks_games.shtml .
    126. Обратите внимание на эту фразу Гумилёва, явно противоречащую утверждению Лукницкого (со слов Ахматовой), что в Гусарском полку "полковое начальство, недоброжелательно и подозрительно относившееся к "писательству", запретило Н. Г. печатать "Записки кавалериста"" — "Труды и дни", с.260.
    127. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.119. Про Каледина (24 октября 1861 — 29 января 1918) смотрите — http://www.hrono.info/biograf/kaledina.html
    128. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149, ф.3597, оп.2, д.182, л.420.
    129. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.149.
    130. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.176, л.120.
    131. "Труды и дни", с.263.
    132. Там же.
    133. РГВИА, ф.725, оп.50, д.388, л.115. Подлинник. Автограф.
    134. Подчеркнуто в тексте.
    135. 2 марта 1916 г. начальник ГУВУЗа писал в канцелярию Военного министерства: "Я полагал бы впредь, в течение настоящей войны, допустить замену экзамена по немецкому языку экзаменом по французскому или английскому языку..." (РГВИА, ф.725, оп.50, д.387, л.49). Впоследствии в телефонограмме в ГУВУЗ от 25 октября 1916 г. было сказано: "На офицерских экзаменах при Николаевском кавалерийском училище держали по французскому языку прапорщики: Гумилёв, унтер-офицер Шенфальд и Горский. Все остальные... держали по немецкому языку". Помощник инспектора классов Толстов (РГВИА, ф.725, оп.50, д.388, л.363). О плохом знании Гумилёвым немецкого языка было сказано ранее, например, смотрите его диалог с Ф. Ф. Фидлером в выпуске "Поэт на войне-5". В документе напротив слов: "по немецкому языку" сбоку запись — "можно".
    136. составленного 29 августа 1916 г. — этот послужной список представлен выше (ф.725, оп.50, д.388, л.160, 234). Послужной список и аттестат после не выдержанных Гумилёвым экзаменов были отосланы обратно в полк 18 ноября (ф.3597, оп.1, д.176, л.157).
    137. ПСС-8, №152. Автограф в собрании М. С. Лесмана.
    138. Рецензии на сборники М. Струве и К. Ляндау, опубликованные в газете "Биржевые ведомости" 30 сентября 1916 года. Об этом смотрите ниже воспоминания Сергея Ауслендера.
    139. О театре марионеток Юлии Леонидовны Сазоновой-Слонимской (1887-1957) и о заказанной для него пьесе-сказке Гумилёва "Дитя Аллаха" сказано выше.
    140. Это намерение Гумилёва не осуществилось, так как Гумилёву было предписано сразу же возвращаться в полк.
    141. — брат Ахматовой.
    142. По мнению Романа Тименчика, речь, возможно, идет о Елене Ивановне Страннолюбской (ур. Ахшарумовой), ближайшей подруге покойного к тому времени отца Ахматовой.
    143. Смотрите "Поэт на войне-4", примечание 127.
    144. Лукницкий-I, с.102.
    145. Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана. М., Книга. 1989, с.370.
    146. Жизнь Гумилёва-1991, с.48.
    147. РГВИА, ф.725, оп.50, д.388, л.325а об. — 326 об. Подлинник. Фамилия Гумилёва значится в графе: "Не явившиеся на экзамены по уважительным причинам". Гумилёв, как не сдавший экзамены по уважительной причине (возможно, из-за болезни, о чем сказано в воспоминаниях Сергея Ауслендера), мог быть допущен к переэкзаменовке и сдаче пропущенных экзаменов, что подтверждает отношение начальника ГУВУЗа начальнику Николаевского кавалерийского училища от 24 октября 1916 г. о допустимости таких переэкзаменовок (РГВИА, ф.725, оп.50, д.388, л.347-347 об.). Гумилёв не воспользовался этой возможностью.
    148. Предметы с подчеркнутыми в аттестационном списке "пятерками" считались сданными неудовлетворительно, и они требовали переэкзаменовки. Хотя, если бы Гумилёв сдал все экзамены, и его средний бал составил не менее "9", возможно, переэкзаменовка бы и не потребовалась.
    149. Экзамен по артиллерии, которого так боялся Гумилёв и о чем он писал Ахматовой, он все-таки выдержал.
    150. "Труды и дни", с.261) о том, что Гумилёв "не выдержал экзамена по фортификации и в корнеты произведен не был". Этого экзамена Гумилёв вообще не держал, "по уважительной причине".
    151. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.176, л.157.
    152. Ежемесячное литературное и популярно-научное приложение к журналу "Нива", 1916, №8.
    153. Об этом смотрите "Поэт на войне-5", примечание 154.
    154. "Труды и дни", с.264, 266.
    155. — ОР РГБ, ф.245 (Л. М. Рейснер), к.6, ед.хр.20, л.1. При публикации тексты всех писем Гумилёва и Ларисы Рейснер были тщательно сверены с хранящимися в архиве оригиналами. При этом были выявлены разночтения (в тексте не отмечаются) с их публикацией в других изданиях, в частности, в ПСС-8.
    156. Места традиционных прогулок Гумилёва и Рейснер — Крестовский и Каменный острова, Летний сад. Лариса Рейснер жила недалеко от Крестовского острова, на ул. Большая Зеленина, д.28 (в то время — дом 26б), кв.42. Гумилёв почему-то в одних письмах указывал номер дом как "26б", а в других — как "26в". В публикации каждый раз сохранено написание оригинала.
    157. Здесь Гумилёв упоминает подаренные Ларисе свои сборники: переводы Теофиля Готье "Эмали и камеи", изданные в 1914 году, и сборник стихов "Колчан", отпечатанный в декабре 1915 года.
    158. Петроградский Психоневрологический институт, в котором в то время училась Лариса Рейснер.
    159. Наиболее добросовестно и корректно написана книга Галины Пржиборовской "Лариса Рейснер" в серии ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2008. Перенасыщен бурными фантазиями и измышлениями "Красно-белый роман" Адели Алексеевой ("Лариса Рейснер в судьбе Николая Гумилёва и Анны Ахматовой"), М., Алгоритм, 2008. Мало ему уступают "академические" комментарии в ПСС-8, примечания к письму №151 на сс.540-544. Интересен "Автобиографический роман" самой Ларисы Рейснер, Литнаследство. Т.93, М.: Наука. 1983. Следует отметить также замечательное эссе Григория Кружкова "В случае моей смерти все письма вернутся к вам" в книге: Григорий Кружков. Ностальгия обелисков. М., НЛО, 2001, сс.381-397.
    160. — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    161. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.150.
    162. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.120.
    163. РГВИА, ф.3597, оп.1, дд.120 и 121.
    164. РГВИА, ф.3597, оп.1, дд.148-150.
    165. — мае (21 и 5 дней, соответственно, то есть с 10 апреля по 5 мая) и в июле — августе (7 и 16 дней, соответственно, то есть с 25 июля по 16 августа). В этих приказах указываются также причины и даты прибытия и убытия. В приказах №№356, 9, 48 указано присутствие Гумилёва в ноябре — декабре 1916 года и в январе 1917 года: 30, 31 и 22 дня, соответственно, то есть формально из полка он в этот период никуда не выезжал, получая полное довольствие.
    166. ПСС-8, №153. Печатается точно по автографу, ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20, л.3-4. В других публикациях имеются существенные расхождения с первоисточником.
    167. Цитата из 1-го действия пьесы "Гондла", ПСС-8, с.108.
    168. Это письмо либо не сохранилось, либо не дошло до адресата.
    169. Эта фраза позволяет датировать следующее письмо Ларисы Рейснер как ответ на это послание.
    170. "Одиночество". В оригинале стихотворение начинается словами: "Что ж! Камин затоплю...".
    171. "Столп и утверждение истины" — основополагающее богословское сочинение П. А. Флоренского. Издано в Петербурге в 1914 году.
    172. Правильно — солипсизм (от лат. solus, "один", и лат. ipse, "сам"), радикальный философский подход, антагонистичный как материализму, так и идеализму. Его можно классифицировать как крайнюю форму субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. В этике термином "солипсизм" обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма.
    173. "Актеон" — так Гумилёв назвал свою пьесу, написанную осенью 1913 года. Смотрите ПСС-5, №4 и комментарии на сс.427-434. Многие монологи Актеона из пьесы перекликаются со строками письма.
    174. Мадагаскар упоминается и в предыдущем письме Ларисы Рейснер Гумилёву. Видимо, это отголоски их длительных бесед во время петроградских прогулок по островам. В отличие от Ахматовой, предложение Гумилёва отправиться после войны в Африку нашло отклик в душе его собеседницы. Вспомним, что на Мадагаскар Гумилёв звал и своего сослуживца Георгия Янишевского, смотрите рассказ последнего в "Неакадемических комментариях-4".
    175. В некоторых публикациях между "денщик" и "профессиональный повар" стоит запятая, однако в оригинале письма ее нет, что, видимо, правильно. Вряд ли Гумилёву предоставили и "денщика", и "профессионального повара", скорее — денщик оказался еще и профессиональным поваром. На это откликнулась Лариса Рейснер.
    176. ПСС-8, письма Гумилёву, №43. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    177. Юркун Юрий Иванович (1895 — 1938) — прозаик, близкий друг М. А. Кузмина. Здесь его фамилия употреблена в уничижительно-пренебрежительном смысле, как символ чуждых Ларисе Рейснер взаимоотношений.
    178. Возможно, "Литейный" возник как воспоминание о встречах там с Гумилёвым; до отъезда из Петрограда он снимал комнату на Литейном проспекте, дом 31.
    179. Утверждение в ПСС-3, в комментариях к №60, сс.392-393, что этой часовней является часовня при храме Иоанна Предтечи на Каменном острове, не соответствует истине. Вызывает сомнение и то, что само комментируемое стихотворение "Ты говорил слова пустые..." ("Девушка") обращено к Ларисе Рейснер.
    180. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.150.
    181. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.150.
    182. Там же.
    183. ПСС-3, №39. Справедливости ради надо сказать, что написано стихотворение ранее и впервые было опубликовано в журнале "Аполлон", №1, 1916 г. Возможно, навеяно оно было до сих пор уцелевшим огромным дубом в родовом имении Слепнево, свидетелем тех лет, о котором Ахматова писала: "...Единственного в этом парке дуба // Листва еще бесцветна и тонка...". Кстати, стихотворение это написано 20 мая 1916 года в Слепневе, как раз в те дни, когда туда на пару дней заезжал Гумилёв.
    184. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    185. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.150.
    186. ПСС-8, письма Гумилёву, №44. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    187. Там же.
    188. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    189. Там же.
    190. ПСС-8, №154. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20, л.5-6.
    191. "Труды и дни", с.265.
    192. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    193. Распутин был убит в ночь с 16 на 17 декабря.
    194. Лукницкий-1, сс.102-103.
    195. В книге было неправильно — "Marguis de Lanlay. Regueil de Posie", надо — "Marquis de Lanlay (?). Recueil de Poesie", "Маркиз де Ланлей. Сборник поэзии". Про "маркиза" будет у Гумилёва в письме Лозинскому от 15 января 1917 года — "маркиз оказался шарлатаном".
    196. "Труды и дни", сс.265-266.
    197. ПСС-8, №155. Автограф — ОР РГБ, ф.620, к.63, ед.хр.44.
    198. Речь идет об очередной редакции поэмы Гумилёва "Мик" (ПСС-3, №3 и комментарии на сс.300-312). Поэма была написана в конце 1913 и начале 1914 г. Первоначально, под заглавием "Мик и Луи", она была прочитана на заседании ОРХС 25 февраля 1914 года. Поэма неоднократно перерабатывалась, предлагалась в различные издательства и журналы. "Два отрывка из абиссинской поэмы" вошли в сборник "Колчан". В письме Чуковскому речь, видимо, идет о публикации поэмы в журнале "Нива". Известны датированные 10 февраля 1917 года корректурные гранки, которые Гумилёв увез с собой во Францию, и они сохранились в собрании Г. П. Струве. На гранках проставлен штемпель "Нива" и под ним от руки надпись: "№4. Для детей. 9 гранок". Подразумевается "Иллюстрированное приложение к журналу "Нива", "Для детей", под редакцией К. Чуковского. Скорее всего, февральские события 1917 года помешали выходу этой публикации. Впервые поэма полностью была напечатана в издательстве "Гиперборей" 3 июля 1918 года, после возвращения Гумилёва в Россию.
    199. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    200. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    201. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.121.
    202. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.216.
    203. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.111, л.101-101 об.
    204. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.111: л.154-154 об. — 3 января; л.167-167 об. — 5 января; л.194-194 об. — 7 января; ф.3597, оп.1, д.222: л.30-30 об. — 9 января.
    205. Собрания сочинений в четырех томах. Под редакцией проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Вашингтон, 1964-1968. Фрагмент воспоминаний опубликован в 4-м томе, с.540. Во 2-м томе, на сс.313-316, как сказано у Струве, приводится "графоманская автобиографическая поэма" "Эльбрус".
    206. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.167, л.8.
    207. Гумилёв-Вашингтон-2, сс.313-316.
    208. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.171, л.112.
    209. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251.
    210. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.216.
    211. ПСС-8, №156. Автограф в собрании М. Л. Лозинского.
    212. Подразумевается статья В. М. Жирмунского "Преодолевшие символизм" (Русская мысль, 1916, №12), где разбиралось творчество акмеистов, в том числе и Гумилёва.
    213. К., 1859-1932) могло быть привлечено тем, что переводчицей их на русский язык была А. В. Гольштейн, видная фигура в русских литературных кругах Парижа в 1900-е годы, близкая знакомая семейства Деникеров (Письма-1987).
    214. Мочульский Константин Васильевич (1892-1948) — литературовед. Был хорошо знаком с Гумилёвым — ср. в экспромте-акростихе Гумилёва "Николай Гумилёв": "Лучше буду я курить табак, / А Мочульский пусть дает мне спички" (ПСС-2, №90). В ряде критических статей Мочульского о Гумилёве и акмеизме интересны возможные отражения бесед с Гумилёвым. Ср., например, в его статье "Классицизм в современной русской поэзии": "Борьба для Гумилёва важнее, чем цель борьбы: определить программу новой школы он предоставляет критикам. Как только символизм кажется ему "преодоленным" — его воинственный жар гаснет. "Акмеизм" как будто забыт, знамя свернуто, и войско распущено" (Константин Мочульский. Кризис воображения. Томск, Водолей, 1999, с.186) (Письма-1987).
    215. Гумилёва в это время мучили вопросы теории стихосложения, об этом же он написал в этот день и Ларисе Рейснер. Видимо, его не устроила книга "маркиза", которую ему дал с собой Лозинский, когда он был в Петрограде.
    216. Кстати, М. Л. Лозинский жил на Каменноостровском проспекте, дом 75, последний перед Невой дом по правой стороне, как раз напротив той домовой церкви Фирса и Саввы, рядом с которой стояла часовня, куда ходила Лариса Рейснер.
    217. Оригинальные лыжи заказал себе Гумилёв. "Telemark" — это провинция в Норвегии, и особый способ спуска с гор на лыжах, родившийся там же, не прямолинейный, а зигзагообразный. Термин относится также к особенному зауженному виду лыж, изобретенному там же. На таких лыжах было удобнее спускаться с гор, а по равнине — не шагать (это лучше делать на широких лыжах), а скользить. Крепление совершенствовалось вместе с самими лыжами, и один из вариантов более жесткого крепления мыса со свободной пяткой — указанное Гумилёвым "Huitfeldt-Bindung". Внешний вид смотрите на сайте http://www.skiclubhaid.it/default.asp?id=4&mnu=4&ACT=5&content=9 . Смотрите также посвященный "Телемарку" сайт — http://www.rasc.ru/school/article02.shtml. Любопытно, что Гумилёв заказал себе и лыжную мазь, которую стали использовать именно при скольжении. При ходьбе, переступании, мазь не нужна. Но при этом он почему-то не стал заказывать лыжные палки. Возможно, они поставлялись вместе с лыжами. Но до лыж дело так и не дошло...
    218. — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20, л.7-8.
    219. Ни одно из этих писем не сохранилось. Это подтверждает предположение, что никакого "возвращения" писем после возможного разрыва не было.
    220. Эта фраза подтверждает то, что Гумилёв вернулся в полк 28 декабря, следовательно, покинул он Петроград 27 декабря 1917 г.
    221. "И даль свободного романа // Я сквозь магический кристалл // Еще не ясно различал..." ("Евгений Онегин", гл. VIII, стр. L) (Богомолов-1987).
    222. Гумилёв перечисляет различные строфические формы, присущие французской поэзии. В отличие от традиции русского символизма "Цех поэтов", возглавлявшийся Гумилёвым, декларировал отказ от частого употребления твердых строфических форм. Ср. у И. Северянина: "Уж возникает "Цех поэтов" // (Куда бездари, как не в "Цех"!), // Где учат этих, учат тех, // Что можно жить без триолетов, // И без рондо, и без... стихов" (Богомолов-1987).
    223. — 1891) — французский поэт, прославленный совершенным владением стихотворной техникой (Богомолов-1987).
    224. Уильям Хиклинг Прескотт (1796 — 1859) — американский историк, автор книги "Завоевание Мексики (1843). Гумилёв пользовался изданием 1885-го года, вышедшим под заглавием "Завоевание Мехики" (другое русское издание называлось "Завоевание Мексики Фердинандом Кортецем") (Богомолов-1987).
    225. Сергей Васильевич Чехонин (1878 — 1936) — известный русский художник, мастерски владевший техникой книжной графики и миниатюрной живописи. Возможно, имеется в виду миниатюра-заставка к изданию поэмы "Мик" 1918 года, две заключительные главы которой, как было сказано выше, Гумилёв должен был отправить Чуковскому. В издании 1918 года, действительно, имеется миниатюра с диким пейзажем и множество декоративных заставок, однако их автор нигде не указан. Принадлежность их С. Чехонину не очевидна. По мнению Г. Пржиборовской (Пржиборовская-2008, с.183), слова о миниатюре могли относиться к одному из портретов Ларисы Рейснер, выполненных С. Чехониным. Известны три ее акварельных портрета работы Чехонина, однако, по мнению автора, все они относились к более позднему периоду, да и вряд ли Гумилёв мог просить прислать ему на фронт живописный портрет своей возлюбленной. Скорее, речь могла идти о миниатюре для издания книги.
    226. ПСС-8, письма Гумилёву, №45. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    227. Кватроченто — итальянский XV век. Противопоставляя его эпохе Возрождения, Рейснер не совсем точна: по современным представлениям, Возрождение зарождается еще в XIV веке.
    228. — итальянский художник. Гумилёв упоминает его в стихотворении "Пиза", ПСС-2, №81.
    229. Отсылка на уничтоженную картину Леонардо да Винчи "Леда с Лебедем", которую Гумилёв упоминает в стихотворении "Флоренция", ПСС-2, №95.
    230. Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, 1401 — 1428) — итальянский художник, автор многих фресок. Один из изобретателей линейной перспективы.
    231. Имеется в виду Вячеслав Иванович Иванов (1866 — 1949).
    232. В Болонье был открыт в XII веке один из старейших европейских университетов, его Гумилёв упоминает в стихотворении "Болонья", ПСС-2, №97. Заметно, что в этом письме Лариса Рейснер обращается к Гумилёву как бы через призму его итальянских стихотворений в сборнике "Колчан", которой он ей, безусловно, ранее подарил.
    233. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251, л.32; ф.3597, оп.2, д.306, л.37.
    234. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.176, л.191.
    235. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251, л.39.
    236. РГВИА, ф.3515, оп.2, д.10, л.11. Рукописная копия.
    237. ПСС-8, №85.
    238. ПСС-8, №158. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20, л.9-10.
    239. В автографе Гумилёв по ошибке проставил дату написания — 22 января 1916.
    240. Как было сказано выше, с 23 января полку было предписано занять прежние позиции по Двине. Полк стоял на позициях вдоль Двины с 24 января по 7 февраля. В сообщениях говорилось, что "все время буран, Двина встала" (РГВИА, ф.3597, оп.1, д.216). Так что перспектива отправиться в "разведку на ту сторону Двины", если бы не командировка, для Гумилёва была вполне реальной, это, видимо, обсуждалось в эскадроне.
    241. "Русская мысль", №1, 1917, в котором была напечатана "Драматическая поэма в четырех действиях" — "Гондла". Героиня ее — "Лера". Сама Лариса Рейснер первой откликнулась на эту публикацию рецензией в журнале "Летопись", 1917, №5-6, сс.262-264: "Все в ней радуется своему большому росту, стих расправляется в монологах и диалогах, играет силой, нестесненной архитектурным, героическим замыслом". А следующей пьесой Гумилёва, к которой он вскоре приступил, была именно "Трагедия в пяти действиях" — "Отравленная туника" (ПСС-5, №7). Возможно, замысел претерпел изменение, с одной стороны, из-за "невежества относительно мексиканских дел", но, с другой стороны, и по причине происшедших вскоре событий. Поэт перенес действие из Мексики в Византию. При этом коллизии взаимоотношений поэта Имра и юной Зои — не являются ли отголоском того, что произошло вскоре после написания этого письма между Гумилёвым и Ларисой, и что послужило причиной их расхождения? Мне кажется, что не слишком корректно все переводить в "физиологическое русло", (впрочем, как и в политическое), чем грешат "академические" комментарии к первому, стихотворному письму Гумилёва Ларисе Рейснер (ПСС-8, №151, сс.540-544).
    242. Бахтиары — группа племен Юго-Западного Ирана. Видимо, уже в это время Гумилёв начал всерьез подумывать о Русском экспедиционном корпусе, куда вскоре попал, оказавшись в Париже. А меньше чем через год он будет писать как шутливые, стихотворные, так и вполне официальные рапорты с просьбами отправить его на Персидский фронт. Но об этом — в следующих выпусках.
    243. Это выразилось, например, в стихотворении "Персидская миниатюра" — ПСС-8, №31.
    244. В. Жирмунский. "Преодолевшие символизм" ("Русская мысль", 1916, №12): перепечатано в его кн.: "Теория литературы. Поэтика. Стилистика". Л., 1977; в книге "Н. С. Гумилёв: pro et contra". СПб., 2000, сс.397-427.
    245. "Мессиада" — эпическая поэма Фридриха Готлиба Клопштока, служившая для русских поэтов XVIII — XIX века образцом ненарушимой возвышенности предмета описания и его стиля. Поль де Кок — французский писатель, символизировавший для русского читателя XIX века высшую возможную степень эротизма (Богомолов-1987).
    246. — "Тихие песни", "Кипарисовый ларец" и обе "Книги отражений" И. Анненского; "Кормчие звезды", "Прозрачность" и "Cor Ardens" Вяч. Иванова; три первых тома собрания стихов К. Бальмонта; два тома "Путей и перепутий", "Далекие и близкие", "Огненный ангел" В. Брюсова; три первые симфонии, "Золото в лазури", "Серебряный голубь" и "Петербург" Андрея Белого; "Ярь" С. Городецкого; рассказы А. Ремизова, стихотворения и сборник рассказов "Истлевающие личины" Ф. Сологуба; "Сети", "Осенние озера", "Глиняные голубки" и две книги рассказов М. Кузмина; "За синими реками" и рассказы А. Н. Толстого; философские и публицистические произведения Л. Шестова, М. Гершензона, Н. Бердяева, В. Розанова, П. Флоренского и Д. Мережковского. Среди немецких книг названы стихи Р. М. Рильке и Ст. Гeoрге, рассказы М. Даутендея и произведения Ницше; из французских — стихи Ш. Бодлера, Ш. Леконт де Лиля, П. Верлена, А. Рембо, Т. Корбьера, Ж. Лафорга, М. Роллина, Ф. Вьеле-Гриффена, Ф. Жамма, П. Клоделя, романы Ж. Гюисманса, А. Франса, А. де Ренье и статьи Р. де Гурмона (Богомолов-1987).
    247. ПСС-8, письма Гумилёву, №46. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    248. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251.
    249. Помимо упоминавшихся ранее биографических книг Г. Пржиборовской в ЖЗЛ и "Красно-белого романа" Адели Алексеевой, смотрите зацикленные на этой теме "академические комментарии" в ПСС-8, №151, сс.540-544.
    250. Лукницкий-2, с.102.
    251. Судить о причине их расхождения лично мне — сложно. Здесь мне хотелось бы привести мнение, опирающееся на "женскую интуицию", мнение человека, любящего и прекрасно разбирающегося в творчестве Гумилёва, "чувствующего" его, многие десятилетия серьезно занимавшегося сбором материалов о жизни поэта. Суждение это, с которым я большей частью согласен, было высказано в процессе обсуждения данной публикации; благодарю его автора за разрешение донести высказанные частным порядком мысли до читателя: "Причина их расхождения? По-моему, все банально до пошлости. Хотя дело не в "физиологии" и уж тем более не в политике, а скорее в психологии. Лариса полюбила по-настоящему, но главное — поверила, что и Гумилёв тоже. И вдруг, после таких писем — "мордой об стол" (вместо магического "Лера" — официальное "Лариса Михайловна"). После этого трудно не впасть в шок. Ахматова, опытная и нелюбящая, ничего особо не ждущая, и та после пафоса писем Гумилёва была, мягко говоря, разочарована. Хорошо, что был Париж, Модильяни, и пошел ты хоть в Африку! Конечно, их разрыв — не драма для нашего героя, — отряхнулся и пошел к следующей девушке. Вряд ли он что понял — наука "сладко побеждать" уже стала ремеслом, все на "автомате"... Как же он презирал их всех — практически дословно говорил каждой одни и те же фразы. Даже когда просто насиловал, как Иду Моисеевну. Она до конца жизни не простила ему обиду. Бумаге она не могла доверить, а мне рассказывала. Впрочем, иные были счастливы, или принимали, как есть. А для Ларисы — драма! Оказалось — все ложь! Крах веры. Естественно — никаких встреч больше не было, и писем от нее не было. И — отдай мои "игрушки", то есть, письма, "мерзавец". Может быть и отдал, что не успел выбросить. И в политику пошла, скорее всего, назло, хотя она пишет, потому что была сломлена. И паек потом отобрала у гада! Потому что любила, а Гумилёв, как она поняла, просто "гусарил" или... Лучше на этом не зацикливаться... "PRO" писать не буду, сам все знаешь. Я тоже люблю виртуальный мир Гумилёва, иначе зачем все. Будем считать, что соревнование с Богом, коим является творчество, он выдержал. Я просто написала со стороны Ларисы, и то лишь — в "тот час". И к его чести и славе, он никогда не опускался до цинизма нашего "солнца поэзии", когда тот одной рукой пишет "Я помню чудное мгновенье...", и тут же в письме приятелю чуть ли не матерными словами о том же..." Это суждение мне хочется дополнить "исповедальным" письмом Ларисы Рейснер Михаилу Лозинскому, самому близкому другу Гумилёва, посланным 24 марта 1920 года; в нем, безусловно, проступает "тень" разрыва с Гумилёвым, и не исключено, что она предполагала, что эти ее мысли через Лозинского дойдут до "конечного адресата": "Многоуважаемый Михаил Леонидыч! ...Ведь вот уже 3 года, как не стало всего прежнего, библиотек, вечеров в "Аполлоне", длинных и прелестных споров, Бог знает, о чем, — о поэзии, творчестве или душе, и я сама много раз рисковала жизнью ради полного и жесточайшего разрушения нашей прежней среды и, может быть, вместе с прежним обществом временно и прежней культуры. А теперь вот это письмо — точно куда-то в прошлое: его к Вам доставит уэллсовская машина времени. Так вот, Мих. Леонидыч. Однажды в очень тяжелую и мертвую минуту, когда вся моя двадцатилетняя жизнь рушилась, ну словом, было мне плохо-плохо, я придумала сказку о том, что есть еще выход, что я смогу вырваться, уехать далеко на Восток, забыть стихи, книги, улицы и людей, каждый день и час тащивших меня ко дну. Случайно получилась действительно возможность совершить большое путешествие — и тогда, не дожидаясь окончательного решения, я поехала к Вам проститься. Зачем я сочинила тогда эту запутанную и неправдоподобную сказку — я, право, не знаю. Как бы то ни было, но вечер, проведенный тогда у Вас, до такой степени укрепил иллюзию, так меня успокоил, освободил, что я совсем счастливой шла через белый Крестовский домой... Утром и обман и самообман — все это распалось и мне до сих пор невыносимо вспомнить об этих часах полного отчаянья. Почему я не пошла тогда же утром к Вам или Вашей милой жене и не рассказала всего полудетского горя. Может быть, все пошло бы иначе, и лучше, и человечнее... Ну хорошо, вот мне уже и легче стало, все-таки Вы теперь не будете думать обо мне дурно. Раз уже я решилась совсем неприлично писать на четырех страницах о себе — договорю еще немного. Жизнь была ко мне очень доброй. Совсем сломленной и ничего не стоящей я упала в самую стремнину революции. Вы, может быть, слышали о том, что я замужем за Раскольниковым — мой муж воин и революционер. Я всегда его сопровождала — и в трехлетних походах, и в том потоке людей, который, непрерывно выбиваясь снизу, омывает все и всех своей молодой варварской силой. И странно, не создавая себе никаких иллюзий, зная и видя все дурное, что есть в социальном наводнении, я узнала братское мужество и высшую справедливость и то особенное волнение, которое сопровождает творчество, всякое непреложное движение к лучшему. И счастье. Не знаю, там, в Петербурге, слишком велик голод и упадок сил, чтобы почувствовать то нежное движение к новому, которое уже дышит и живет здесь, на окраинах. Войну мы кончаем. Что будет дальше? Не знаю, но, по-моему, то величественное и спокойное восхождение Солнца Духа, тот новый век Ренессанса, о котором мы все когда-то мечтали. В окно мне видна серебряная дельта и среди песков удобренные виноградники. Я свято и безмерно верую. Крепко жму Вашу руку и привет Вашей жене. Простите за это письмо". Если Михаил Лозинский получил это письмо, вполне вероятно, что он показал его Николаю Гумилёву. Солнце Духа — гумилёвский образ. Это письмо могло бы предвосхитить приезд Ларисы, познакомить с ней, изменившейся... (Цитируется по: Пржиборовская-2008, сс.315-316).
    252. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251, л.136; ф.3597, оп.2, д.306, л.128.
    253. ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20.
    254. ПСС-8, №159. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20.
    255. ПСС-3, №50. Появление "военного мадригала" связано с открыткой — репродукцией картины Л. Авилова "Гусары смерти к плену". Стихотворение не было включено ни в одну книгу Гумилёва.
    256. 5-й Гусарский Александрийский полк имеет славную историю, которая отражена на ряде интернетовских сайтов. Полк был сформирован 25 июня 1783 года. Про историю его создания и про его участие в боях против большевиков смотрите сайт: http://www.pobeda.ru/index.php?Itemid=58&id=4792&option=com_content&task=view . Песню можно прослушать на сайте http://files.pobeda.ru/music/entsiklopedia/imper_polki/chernye_gusary_2.mp3 в исполнении хора Валаамского монастыря, и на сайте http://blackhussars.ucoz.ru/mp3/NS.mp3 в исполнении эмигрантского ансамбля.
    257. Сергей Маковский. Николай Гумилёв по личным воспоминаниям. В книге: Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М., 1990, с.95.
    258. Роман Тименчик, "Над седою, вспененной Двиной...", журнал "Даугава", 1986, №8, сс.117.
    259. — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20.
    260. Все три последующие открытки будут стихотворными.
    261. "Труды и дни", с.267.
    262. РГВИА, ф.3515, оп.2, д.10, л.11.
    263. Гранки "Мика" для "Нивы" находятся в архиве Струве. Смотрите "Гумилёв-Вашингтон-2", с.336.
    264. "Московские новости", №4 (870) 26.01 — 2.02.1997, с.21; она была случайно куплена на "барахолке" в Твери, и передана в Тверской краеведческий музей, где и хранится. К сожалению, на все запросы о том, что изображено на открытке, ответа пока не последовало.
    265. Документального свидетельства того, что был отменен перевод Гумилёва в стрелковый полк, обнаружить не удалось. Видимо, это были просто слухи, которые вскоре развеялись, и Гумилёв, оказавшись в начале марта по болезни в Петрограде, сразу же начал хлопотать о своем переводе в Русский экспедиционный корпус.
    266. ПСС-3, №51; ПСС-8, №162. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20.
    267. Возможно, эти строки принадлежат перу иеросхимонаха отца Антония (Булатовича), они приводятся в его листовке "Крест на Святой Софии", смотрите сайт — http://pravoslav.de/imiaslavie/antony/kple.htm.
    268. ПСС-3, №52; ПСС-8, №163. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20. Здесь текст дается по автографу, с сохранением орфографии.
    269. "Труды и дни", с.267.
    270. "Труды и дни", с.267. Записано со слов Ахматовой и Лозинского.
    271. Лукницкий-I, с.96-97.
    272. За все сведения о С. Н. Сыромятникове (1864 — 1934) я признателен Е. А. Резвану, который специально занимался его биографией в ходе работы над книгой "Русские корабли в Персидском заливе (1899-1903)". (E. Rezvan. Russian Ships in the Gulf (1899-1903). London, Ithaca press, 1993, pp.9-10. Арабское издание — М., 1989). С. Н. Сыромятникову посвящены и другие многочисленные публикации, которые без труда можно найти в Интернете. Гумилёв мог узнать о Сыромятникове и раньше, в частности, от своего учителя, директора гимназии И. Ф. Анненского — сохранилась их переписка: http://annensky.lib.ru/names/syromyat/syromyatnikov.htm. Следует заметить, что книги Сыромятникова входили в гимназические программы. По мнению Р. Щербакова (Гумилёв-1991-2, сс.407-408), одним из источников для написания "Гондлы" была книга С. Н. Сыромятникова "Сага об Эйрике Красном" (СПб., 1890). Из нее взяты оба эпиграфа в разделе "Вместо предисловия".
    273. ПСС-8, письма Гумилёву, №53. В комментариях к этому письму сказано, что "личность автора настоящего письма не установлена". При этом автор письма обозначен как — "Г. Сыромятников". К сожалению, по техническим причинам при подготовке публикации не удалось добраться до автографа, чтобы уточнить подпись под письмом. Однако, как сообщил Е. Резван, Сыромятников часто подписывался различными инициалами. Так что нет сомнения, что автор посланного Гумилёву письма — именно Сергей Николаевич Сыромятников.
    274. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251; ф.3597, оп.2, д.306, л.199.
    275. "Труды и дни", с.268. Записано со слов Ахматовой.
    276. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251. В этой папке собраны все последние приказы по полку, последний приказ — от 28 декабря 1917 года.
    277. РГВИА, ф.3515, оп.1, д.522, л.746-746 об. Подлинник.
    278. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251.
    279. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.164, л.167.
    280. Труды и дни", с.268. Свидетельства А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. Л. Лозинского, В. К. Шилейко, М. М. Тумповской, А. И. Гумилёвой.
    281. Стихотворение "Мужик", иносказательно обращенное к образу Распутина, также вошло в сборник "Костер", изданный Гумилёвым вскоре после возвращения в Россию в 1918 году. Весь сборник составлен из написанных в 1916-1918 годах стихотворений, то есть из тех стихов, которые были написаны Гумилёвым, пока он оставался офицером и служил в Гусарском полку и в Русском экспедиционном корпусе во Франции. При этом в "Костре", практически, не звучит тема войны. Разве что в пророческом стихотворении "Рабочий". Следует обратить внимание на великолепный разбор стихотворения "Мужик" Мариной Цветаевой в очерке "История одного посвящения". (Марина Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. Том 4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. М., Эллис Лак, 1994, сс.141-142). Цветаева завершает свое обращение к Гумилёву словами: "Дорогой Гумилёв, есть тот свет или нет, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам — как писать стихи, историкам — как писать историю. Чувство Истории — только чувство Судьбы. Не "мэтр" был Гумилёв, а мастер: боговдохновенный и в этих стихах уже безымянный мастер, скошенный в самое утро своего мастерства-ученичества, до которого в "Костре" и окружающем костре России так чудесно — древесно! — дорос".
    282. "Канцоны", посланной Ларисе Рейснер из Москвы 24 февраля 1917 г.
    283. Это незаконченная повесть "Веселые братья", ПСС-6, №18; ее черновики Гумилёв оставил в Париже, и фрагменты были впервые опубликованы в вашингтонском четырехтомнике.
    284. Точно установить, кто такой Апатов, не удалось. Возможно, это член будущей Петроградской комиссии по улучшению быта ученых А. Апатов, который был направлен КУБУ из Петрограда в Москву в первой половине мая 1920 г. "Очень прошу Вас, — писал Горький Ленину, — принять и выслушать А. Апатова, члена Президиума Комиссии по улучшению быта ученых". Смотрите сайт: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/rev94vr.htm .
    285. Хроника-1991, с.400.
    286. "Труды и дни", с.269. Свидетельства А. А. Ахматовой, М. Л. Лозинского, М. М. Тумповской и др.
    287. "Труды и дни", с.269. Свидетельство А. А. Ахматовой.
    288. ЗК Блока-1965, с.322.
    289. ЗК Блока-1965, с.320.
    290. "Труды и дни", с.269-270. Свидетельства А. А. Ахматовой и М. Л. Лозинского.
    291. РГВИА, ф.3515, оп.1, д.522, л.429. Подлинник, на бланке.
    292. РГВИА, ф.3515, оп.1, д.522, л.427.
    293. РГВИА, ф.3515, оп.1, д.522, л.428.
    294. РГВИА, ф.3597, оп.1, д.251.
    295. РГВИА, ф.3597, оп.1, д. 188, л.1150. Заверенная копия. Машинопись. Что касается дальнейшего материального содержания Гумилёва, эти вопросы исчерпывающе отражены в сохранившихся документах Русского экспедиционного корпуса, которые будут приведены в следующей части.
    296. Справедливости ради замечу, что эти же слова Гумилёв написал на сборнике "Костер", подаренном Ане Энгельгардт 9 июля 1918 (хранился в собрании М. С. Лесмана, Санкт-Петербург). Возможно, были и другие адресаты... Но первым была — Лариса Рейснер.
    297. ОР РГБ, ф.245, к.1, ед.хр.4, л.1. Скорее всего, это "Письмо" было написано в указанное в тексте время, как "комментарий" в переписке с Гумилёвым. Хотя, по другим сведениям, оно появилось на год раньше, еще до начала переписки, и предназначалось для журнала "Рудин", №1, вышедшего в ноябре 1915 года, уже после знакомства Ларисы с Гумилёвым в январе 1915 года в "Бродячей собаке". Это кажется несколько странным. По этим же сведениям, стихотворение не было тогда напечатано по цензурным соображениям.
    298. ОР РГБ, ф.245, к.1, ед.хр.5, ед. хр.12 и др. Как правило — это черновые наброски на отдельных листах бумаги, не предназначавшиеся для публикации. Некоторые стихотворения смотрите, например, в книге Пржиборовская-2008, сс.192-193.
    299. ОР РГБ, ф.245, к.1, ед.хр.6. Текст этого стихотворения приведен в книге: Пржиборовская-2008, с.135. Стихотворение связано с созданием упоминавшегося выше литературно-художественного общества "Медный всадник", участником которого был и Гумилёв, смотрите примечание [15].
    300. — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20. Стихотворение, с небольшими разночтениями (разбиение на строфы) вошло в сборник "Костер".
    301. ПСС-8, №165. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.6, ед.хр.20.
    302. ПСС-8, письма Гумилёву, №47. Автограф — ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.3.
    303. По мнению Г. Пржиборовской, "письмо отослано осенью 1917 года, когда, по свидетельству ее названого брата Льва Рейснера, ей грозила опасность, и он молил ее уехать из Петербурга" (Пржиборовская-2008, с.195). Не думаю, что письмо было "отослано", тем более — "осенью 1917 года", когда Гумилёв был в Париже. Возможно, тогда все сохраненные письма были сложены в конверт с соответствующей надписью, с добавлением неотправленного письма-завещания.
    304. ОР РГБ, ф.245, к.5, ед.хр.15, лл.58-60.
    305. — впоследствии ярые "враги народа". В их компанию, несомненно, попала бы и она сама, если бы не вызывающая вопросы неожиданная смерть, якобы от тифа, в кремлевской больнице 9 февраля 1926 года. Было ей 30 лет...
    306. "Девочка Гумилёва" — дочь Гумилёва Лена от Ани Энгельгардт, родившаяся 14 апреля 1919 года. Умерла она в Ленинграде, в блокаду, в 1942 году, от голода: "Сначала умер отец, потом мама, потом Аня, которая страшно мучилась от голода и холода. Лена умерла последней". По сведениям М. С. Лесмана, Анна Николаевна умерла в апреле, а дочь Гумилёва Лена умерла в больнице им. Мечникова 25 июня 1942 года. (Исследования-1994, с.375). Приведенное письмо Ларисы Рейснер — ответ на письмо матери Е. А. Рейснер, которая в конце 1922 года писала Ларисе в Афганистан: "Гумилёв оставил жену и ребенка (девочку 2-х лет). Жена — лахудра, словом, надумала я взять девочку. Жаль мне одинокую и беззащитную. Одобряешь?.." (ОР РГБ, ф.245, к.7, ед.хр.58).
    307. Н. Я. Мандельштам. Воспоминания. М.: "Книга", 1989, с.103. Там же (с.104) Н. Мандельштам пишет, что "я почему-то уверена, что будь она в Москве, когда забрали Гумилёва, она бы вырвала его из тюрьмы..."

    Автор выражает благодарность Н. М. Иванниковой и Е. А. Резвану за ценные замечания и дополнения, а также Сергею Сербину и его сестре, взваливших на себя тяжкий труд редакторов и корректоров данной работы. Особая благодарность — сотрудникам ОР РГБ, и лично Любови Александровне Шевцовой за предоставленные архивные материалы и за возможность их воспроизведения.

    Страница: 1 2 3 4 5 6 7