• Приглашаем посетить наш сайт
    Клюев (klyuev.lit-info.ru)
  • Ласкающие стрелы. И. Гурвич. Критика

    Если беллетристическая литература не дала нам ничего радостного за последнее время, то нельзя сказать того же про поэзию. В этой области отрадное явление представляет только что вышедший сборник Н. Гумилева — «Колчан»(*).

    Не думайте, что в «Колчане» собраны какие-нибудь стрелы, могущие пронзить ум и сердце читателя чем-либо неожиданным, исключительным. Будь это так, тут нельзя было бы усмотреть отрадного явления: известно, ведь, как приторно и неприятно все то, что производится поэтами неожиданного и исключительного!

    Стихи Н. Гумилева написаны отчасти в тонах старой школы, простым, звучным и задушевным языком, — и в этом их главное достоинство. Темы тоже не блещут новизной, но и это является скорее плюсом, чем минусом. Уж очень приелись «новые» мотивы, где больше надуманности, чем поэтической красоты. Трудно определить, о чем именно поет г. Гумилев. События, лица, города, родина и т. д. — все находит отклик в стихах поэта, для всего поэт подбирает соответственные рамки.

    Стихотворение «Памяти Анненского», кажется, автор недаром поместил первым. Оно сразу располагает читателя к сборнику, не только располагает, но напоминает об «отошедших» истинных мастерах стиха. Приводим его поэму полностью:

    К таким нежданным и певучим бредням
    Зовя с собой умы людей,
    Был Иннокентий Анненский последним
    Из Царскосельских лебедей.
    Я помню дни: я робкий, торопливый
    Входил в высокий кабинет,
    Где ждал меня спокойный и учтивый,
    Слегка седеющий поэт.
    Десяток фраз, пленительных и странных,
    Как бы случайно уроня,
    Он вбрасывал в пространство безмятежных
    Мечтаний — слабого меня.
    О, в сумрак отступающие вещи
    И еле слышные духи,
    И этот голос нежный и зловещий,
    Уже читающий стихи!

    Звенела медь и шла гроза,
    А там, над шкафом, профиль Эврипида
    Слепил горящие глаза...
    ...Скамью я знаю в парке; мне сказали,
    Что он любил сидеть на ней,
    Задумчиво смотря, как сини дали
    В червонном золоте аллей.
    Там вечером и страшно, и красиво,
    В тумане светит мрамор плит,
    И женщина, как серна боязлива,
    Во тьме к прохожему спешит.
    Она глядит, она поет и плачет,
    И снова плачет и поет,
    Не понимая, что все это значит,
    Но только чувствуя — не тот.
    Журчит вода, протачивая шлюзы,
    Сырой травою пахнет мгла,
    И жалок голос одинокой музы,
    Последней — Царского Села.
    Еще проще и теплее пьеса «Старые усадьбы»:

    И тут же рига, скотный двор,
    Где у корыта гуси важные
    Ведут немолчный разговор.
    В садах настурции и розаны,
    В прудах зацветших караси. —
    Усадьбы старые разбросаны
    По всей таинственной Руси и т. д.

    Чем-то «своим» веет от стихов г. Гумилева о войне. В этих стихах гула пушек, лязга сабель, стонов раненых не слышно. Поэт видит всюду подвиг, но и подвига самого не воспевает. Ему важнее труд подвига:

    ...«Ура» вдали, как будто пенье
    Трудный день окончивших жнецов.
    Скажешь: это мирное селенье
    В самый благостный из вечеров.

    Дело величавое войны,
    Серафимы, ясны и крылаты,
    За плечами воинов видны.
    Тружеников, медленно идущих

    Подвиг сеющих и славу жнущих,
    Ныне, Господи, благослови...(1)

    «лучших» очень много в сборнике, и если одни «лучше» по форме, то другие — по содержанию, и выбирать — дело нелегкое. Не приведены и образчики слабого, которого в книге тоже известное количество. Где же без того!

    Вообще с «Колчаном» следует ознакомиться от начала до конца. Если автор подразумевал под заглавием помещение для стрел, то эти стрелы какие-то особенные: ласкающие, баюкающие, звенящие. Сборник г. Гумилева несомненно доставит много приятных минут стихофилу, а попадись оно в руки стихофобу, пожалуй, примирит последнего в известной степени с современной русской поэзией.

    «Гиперборей». Петроград. 1916. Стр. 102. Ц. 1 р. 25 к. (прим. авт.).

     

    Раздел сайта: