• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1922"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 15. Размер: 43кб.
    2. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 11. Размер: 165кб.
    3. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 11. Размер: 123кб.
    4. Гумилёв и Блок. Владислав Ходасевич
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    5. Н. С. Гумилёв. Жизнь и личность. Глеб Струве
    Входимость: 5. Размер: 72кб.
    6. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    7. Гондла
    Входимость: 4. Размер: 68кб.
    8. Моей прелестной царице.... И. П. Сиротинская
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    9. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    10. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    11. Дочь колдуна, заколдованный королевич и все-все-все:. Алексей Толстой и Гумилёв. Елена Толстая
    Входимость: 3. Размер: 77кб.
    12. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 3. Размер: 152кб.
    13. Николай Гумилёв (1886-1921). Сергей Маковский
    Входимость: 3. Размер: 73кб.
    14. Неизвестные фотографии Н. Гумилёва и других поэтов Серебряного века. Кирилл Финкельштейн
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    15. Гумилёв. Андрей Левинсон
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    16. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 2. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    17. О Гумилёве. (1886-1921). Леонид Страховский
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    18. Последние неакадемические комментарии — 4. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    19. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    20. Гумилёв. Юлий Айхенвальд
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    21. Гумилёв, «Костер». Владимир Шкловский
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    22. В час гиены. Юрий Зобнин (часть 3)
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    23. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 7)
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    24. «Огненный столп». Николай Минский
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    25. Полутораглазый стрелец. Бенедикт Лившиц
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    26. Хроника. Евгений Степанов (часть 5)
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    27. Гумилёв. В. В. Полонский
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    28. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    29. Хроника. Евгений Степанов (часть 6)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    30. В час гиены. Юрий Зобнин
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    32. Труды и дни Н. С. Гумилёва. Дополнительные материалы к его биографии. Глеб Струве
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    33. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 16)
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    34. Н. Гумилёв. «Огненный Столп». Вивиан Итин. Критика
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    35. Посредине странствия земного. Иван Панкеев
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    36. Отравленная туника
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    37. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    38. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 17)
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    39. Анна Ахматова и Николай Гумилёв: Свидание в Евпатории. Валерий Мешков
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    40. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Основные даты жизни и творчества Н. С. Гумилёва
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    41. Памяти Гумилёва. Георгий Адамович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    42. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    43. Дитя Аллаха
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    44. Митя и Коля. Александра Сверчкова
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    45. Николай Гумилёв по личным воспоминаниям. Сергей Маковский
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    46. Гумилёв и Кузмин на «вечере современной поэзии» в Москве. 2 ноября 1920 г. (по дневнику М. А. Кузмина). С. В. Шумихин
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    47. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 5. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    48. Изысканный жираф. P. H. Иванов-Разумник. Критика
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    49. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 8)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    50. Гумилев Н.С.: Баллады Роберта Саути
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 15. Размер: 43кб.
    Часть текста: после революции эмигрировал за границу. Умер и похоронен в Праге. АГРАНОВ Яков Саулович (наст. имя — Соренсон Янкель Шмаевич) (1893–1938) – занимал руководящие должности в ОГПУ-НКВД вплоть до первого заместителя наркома внутренних дел СССР. Курировал творческую интеллигенцию, дружил со многими литераторами. Расстрелян «за принадлежность к антисоветской организации». АДАМОВИЧ Георгий Викторович (1892–1972) – поэт, критик, переводчик. Входил в «Цех поэтов», считал себя учеником Н. С. Гумилёва. В 1923 году эмигрировал за границу. Умер и похоронен в Ницце. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871–1919) – писатель, драматург, высоко ценившийся современниками. Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России остался в эмиграции. АНДРЕЕВА Мария Фёдоровна (урожд. Юрковская, в первом браке Желябужская) (1868–1953) – актриса МХАТ. Гражданская жена М. Горького (1904–1921). Активно участвовала в революционной деятельности, собирала крупные суммы денег для большевиков. АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889–1974) – художник, увлекался литературой (публиковался под псевдонимом Б. Темирязев). В 1924 году переехал в Париж. Известен как театральный художник, портретист, график, художник-оформитель. АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович (1855–1909). Преподавал древние языки и русскую словесность, был директором Царскосельской гимназии. Поэт, переводчик, драматург, критик. Повлиял на поэтическое становление Н. С. Гумилёва. АНРЕП Борис Васильевич (1883–1969) – художник-монументалист, литератор. В 1914–1917 гг. близкий друг А. А. Ахматовой, которая посвятила ему более тридцати стихотворений. После Февральской революции эмигрировал в Англию. АРЕНС–ПУНИНА Анна Евгеньевна (урожд. Аренс) (1892–1943) – врач, жена искусствоведа Н. Н. Пунина. АРЕНС Вера Евгеньевна (в замужестве Гаккель) (1883–1962) – поэтесса, переводчик, в молодости была...
    2. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 11. Размер: 165кб.
    Часть текста: в Россию. Впоследствии все это Анреп передал Глебу Струве, который использовал эти бумаги и документы в ряде публикаций. Среди переданных материалов — альбом со стихами, всего 76 чистовых автографов стихотворений, основная часть которых впоследствии составила сборники «Костер» и «Фарфоровый павильон». Еще один альбом, заполненный в Париже в 1917 году, был опубликован К. Мочульскими в виде вышедшего в Берлине в 1923 году сборника «К синей звезде». Его нынешнее местонахождение неизвестно. Что касается переданных Анрепом гумилевских материалов, то все они ныне хранятся в фонде Глеба Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США). [3] Смотрите в списке литературы — Курляндский — 1-3. [4] Следует заметить, что обобщенное название «Русский экспедиционный корпус» для действовавших на западном фронте русских воинских подразделений утвердилось уже после его расформирования. Первоначально же, в документах, эти войска проходили как Особые бригады (всего — четыре), каждая из которых состояла из двух Особых пехотных полков. [5] Наиболее авторитетной, и почти единственной работой на эту тему до недавних пор являлась книга умершего в 1926 году русского военного историка, генерала от инфантерии А. М. Зайончковского «Мировая война 1914-1918 гг. », первое издание которой вышло еще в 1924 году, при его жизни. До 1940 года было два переиздания, и, наконец, за неимением ничего лучшего, книгу эту переиздали в 2000 году. В 1975 году в издательстве «Наука» вышла «История Первой мировой войны 1914—1918 гг. под редакцией И. И. Ростунова», в 2-х томах. В постсоветское время на эту тему не было подготовлено почти ни одной серьезной монографии. Работа В. Е. Шамбарова «За Веру, Царя и Отечество», М. : Алгоритм, 2003, касается только...
    3. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 11. Размер: 123кб.
    Часть текста: писательской биографии, как и вся биография в целом, утверждал исследователь, может, при известном стечении обстоятельств, стать литературным фактом. И наоборот, «то, что сегодня литературный факт, то назавтра становится простым фактом быта, исчезает из литературы» 1 . Понятие, утвержденное Тыняновым. ныне активно используется филологами. Обстоятельствами, превращающими факт биографии в литературный факт, могут быть: тяжелая судьба, необычное общественное положение, семейные трудности, гонения со стороны властей и т.д. В большинстве же случаев главной причиной «беллетризации» биографии писателя становится его преждевременная (насильственная, загадочная) смерть. Истории мировой литературы известно немало случаев превращения писательской смерти из биографического факта в факт литературный. Особенно часто подобной трансформации подвергались биографии писателей, живших в авторитарных, деспотических государствах. Известна история гибели философа Сенеки и поэта Лукана, вскрывших себе вены по приказу императора Нерона. Известна судьба французского поэта Андре Шенье, казненного якобинцами. Наконец, известна участь русского поэта-декабриста Кондратия Рылеева, повешенного за покушение на цареубийство. Об этих и многих других писателях после их смерти было создано множество романтических легенд, малодостоверных жизнеописаний и прочих сочинений, более относящихся к художественной литературе, нежели к истории. Не случайно многие из подобных сочинений рассматриваются исследователями с точки зрения того литератрного жанра, в котором они написаны. Сугубо исторический подход здесь попросту неуместен. Проблема борьбы художника с тиранией была в ХIХ — начале ХХ века особенно актуальна для России — самодержавного...
    4. Гумилёв и Блок. Владислав Ходасевич
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    Часть текста: писал кощунственные стихи не только о ней. Гумилёв не забывал креститься на все церкви, но я редко видал людей, до такой степени не подозревающих о том, что такое религия. Для Блока его поэзия была первейшим, реальным духовным подвигом, неотделимым от жизни. Для Гумилёва она была формой литературной деятельности. 2 Блок был поэтом всегда, в каждую минуту своей жизни. Гумилёв — лишь тогда, когда он писал стихи. Все это (и многое другое) завершалось тем, что они терпеть не могли друг друга — и этого не скрывали. Однако, в памяти моей они часто являются вместе. Последний год их жизни, в сущности, единственный год моего с ними знакомства, кончился почти одновременной смертью обоих. И в самой кончине их, и в том потрясении, которое она вызвала в Петербурге, было что-то связующее. Мы с Гумилёвым в один год родились, в один год начали печататься, 3 но не встречались долго: я мало бывал в Петербурге, а он в Москве, кажется, и совсем не бывал. Мы познакомились осенью 1918 г., в Петербурге, на заседании коллегии «Всемирной Литературы». Важность, с которою Гумилёв «заседал», тотчас мне напомнила Брюсова. Он меня пригласил к себе и встретил так, словно это было свидание двух монархов. В его торжественной учтивости было нечто столь неестественное, что сперва я подумал — не шутит ли он? Пришлось, однако, и мне взять примерно такой же тон: всякий другой был бы фамильярностью. В опустелом, голодном, пропахшем воблою Петербурге, оба голодные, исхудалые, в истрепанных пиджаках и дырявых штиблетах, среди нетопленного и неубранного кабинета, сидели мы и беседовали с ...
    5. Н. С. Гумилёв. Жизнь и личность. Глеб Струве
    Входимость: 5. Размер: 72кб.
    Часть текста: и личный архивы Гумилёва и сохранились в России, они до сих пор находятся под спудом. Заграницей сохранилось то, что Гумилёв перед своим возвращением в Россию в апреле 1918 года оставил в Лондоне у своего Друга, художника Б. В. Анрепа, который в 1942 или 1943 году весь этот материал передал пишущему эти строки. Этот находящийся сейчас у меня архив Гумилёва включает тетрадь со стихами, несколько записных книжек (в том числе с черновой рукописью трагедии «Отравленная туника»), рукопись неоконченной повести «Веселые братья», несколько документов, относящихся к прохождению Гумилёвым военной службы (некоторые из этих документов, представляющих чисто биографический интерес, мы печатаем в приложении к настоящему очерку) и др. (более подробные сведения о моем архиве см. в вышедшем под моей редакцией томе «Неизданный Гумилёв» — изд-во имени Чехова, Нью-Йорк, 1952). Письма Гумилёва и письма к нему других лиц почти неизвестны. Возможно, что архив Института Русской Литературы в СССР, а также и частные архивы таят еще много ценного. Воспоминания о Гумилёве относятся по большей части либо к самым последним годам его жизни (таковы интересные воспоминания В. Ф. Ходасевича, А. Я. Левинсона, Н. А. Оцупа, И. В. Одоевцевой), либо к периоду между 1909 и 1914 годами (воспоминания С. К. Маковского, Г. В. Иванова, Г. В. Адамовича). По обстоятельствам внешнего порядка остались ненаписанными — или написанными, но не опубликованными — воспоминания таких и лично и литературно близких к Гумилёву людей, как его первая жена А. А. Ахматова, как О. Э. Мандельштам, М. А. Кузмин, М. А. Волошин. Большая часть напечатанных воспоминаний касается литературной деятельности Гумилёва. О более раннем периоде и о Гумилёве-человеке, в отличие от ...
    6. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    Часть текста: — вот сегодняшняя ситуация вокруг таганцевского дела 1921 года («дело ПБО»). Напомним фон. Мирное неповиновение рабочих и студентов Питера и моряков Кронштадта (февраль-март) вызвало в тот год двойную цепь действий молодой власти. Одна линия — ре­альные и демонстративные уступки НЭПа. Другая — подавление отборной силой сначала кронштадтского «мятежа», затем — по­встанчества по всей стране. Расправа с побежденными (с нее зи­мою 1920-21 начался «мир» в Крыму), неизменная после Крон­штадта: в повестках дня Политбюро — вновь и вновь вопрос об уцелевших «кронштадтских бандитских моряках»: их готовят к отправке то на юг (план создания лагеря ВЧК в закаспийской пустыне на Челекене), то на север (идея «дисциплинарной коло­нии» в Ухте). Мировой пожар чадит; мартовская вспышка в Германии потушена, зато в марте взят Тифлис, в апреле — Эривань, в июле — Урга. С начала июня ясны масштабы нового...
    7. Гондла
    Входимость: 4. Размер: 68кб.
    Часть текста: которое Переродило мощных морских королей IX века в мирных собирателей гагачьего пуха, рыболовов и пастухор наших дней. С. Н. Сыромятников 2 Первобытный германец возмущает нас своей беспредметной грубостью, этой любовью ко злу, которая делает его умным и сильным только для ненависти и вреда. Богатырь кельтский, напротив, в своих странных уклонениях всегда руководился привычками благоволения и живого сочувствия к слабым. Это чувство — одно из самых глубоких народов кельтских, они имели жалость даже к самому Иуде... Ренан ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Старый Конунг, один из исландских властителей. Снорре, Груббе — его ярлы. Лаге (сын Гер-Педера), Ахти — молодые исландцы. Гондла, ирландский королевич на воспитании у Конунга. Лера, она же Лаик, знатная исландская девушка. Ирландские воины. Рабы. Действие происходит в Исландии в IX веке ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Широкий полутемный коридор рядом с пиршественной залой; несколько окон и дверь в спальню Леры . Поздно. Сцена первая Конунг, Снорре, Груббе, Лаге, Ахти выходят из пиршественной залы. Конунг Выпит досуха кубок венчальный, Съеден дочиста свадебный бык, Отчего ж вы сидели печальны На торжественном пире владык? Снорре, Груббе, полярные волки, Лаге, Ахти, волчата мои, Что за странные слышал я толки Пред лицом венценосной любви? Вы шептались о клятве, о мести, О короне с чужой головы, О Гер-Педере... даже к...
    8. Моей прелестной царице.... И. П. Сиротинская
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    Часть текста: темно-фиолетовом переплете сборник — «Романтические цветы», изданный в 1908 году в Париже, с посвящением, отпечатанным среди торжественной желтоватости плотного листа: «Посвящается Анне Андреевне Горенко», и с дарственной надписью — мелкими коричневыми буквами на первом листе: «Моей прелестной царице и невесте как предсвадебный подарок предлагаю эту книгу. Н. Гумилёв». Сколько раз перелистывалась эта книга потом, и на страницах еще и еще появлялись пометы ее карандаша. На титульном листе — время создания стихов: 1905–1907, уточнен и момент издания — февраль 1908 года. Датированы почти все стихи этого сборника, указано место их написания, отдельные строки подчеркнуты, кое-где на полях видим: «Эдгар По», чаще — «Бодлер». Многие пометы стерты, но при современных средствах восстановления текстов их можно прочесть. Вторая книга — «Жемчуга» — с экзотичным рисунком Д. Н. Кардовского на обложке (леопарды, восточные красавицы) вышла в издательстве «Скорпион» в Москве в 1910 году с посвящением: «Моему учителю Валерию Брюсову». На титульном листе — надпись Гумилёва: «Анне Горенко Кесарево кесарю автор» А ниже, слева — карандашная помета Ахматовой: «1910-ый год. Киев. Апрель». Видимо, тогда Гумилёв подарил ей эту книгу....
    9. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    Часть текста: неожиданной кончине Александра Блока и почти одновременно произошедшей трагической гибели Николая Гумилёва Максимилиан Волошин 12 января 1922 г. написал стихотворение «На дне преисподней» с его горькими, поистине трагедийными строками: С каждым днем все диче и все глуше Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в известной мере в его творчестве: еще в начале 1903 г. познакомившись с Блоком, Волошин в дальнейшем лишь изредка встречался с ним, но неизменно сохранял живой интерес к его произведениям, не раз обращался к ним в своих литературно-критических ...
    10. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    Часть текста: когда-либо до своего дома Василий Мамонтов, или он нашел последнее пристанище в чужой земле, как тысячи его соотечественников, посланных во Францию защищать честь России. Никаких дополнительных комментариев к письмам не будет — они говорят сами за себя. Письмо Анны Энгельгардт Николаю Гумилеву из Петрограда в Париж 723 : «Коля милый, я написала тебе несколько писем, телеграмму, но возможно, что ты ничего не получил. Знаешь, я перепутала адрес (вернее, он был напутан в твоей последней телеграмме) и только получив твое письмо от 14 сентября узнала, что он совсем другой! Досадно, ведь письма к тебе идут безбожно долго, чуть ли не 2—3 месяца. Грустно писать, зная, что письмо придет чуть ли не через год. Я прямо в отчаянье от такой задержки! Милый, уже 1/2 года, что мы в разлуке. Мне иногда кажется, что это навсегда! Звать тебя сюда, Коля, настаивать, чтоб ты приехал, я не могу и не хочу. Это было бы слишком эгоистично. Ты знаешь, здесь в Петербурге сейчас гадко, скучно, все куда-то убегают... А там в Париже, вероятно, жизнь иная — у тебя интересное дело, милые друзья, твоя коллекция картин, нет той грубости и разрухи, которая царит сейчас. Мне бесконечно хочется тебя видеть, я по-прежнему люблю только тебя, но лучше тебе быть там, где приятно и где к тебе хорошо относятся. Может быть, война скоро окончательно кончится и тогда ты и так приедешь или, может быть, сможешь приехать сюда ненадолго. Я боюсь, и мне больно будет видеть твое раскаянье, если ты приедешь сейчас сюда и ради меня, потому что здесь, действительно,...