• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 8. Размер: 165кб.
    2. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 16)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    4. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 4. Размер: 123кб.
    5. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    6. Н. С. Гумилёв. Жизнь и личность. Глеб Струве
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    7. Возвращение Николая Гумилёва. 1986 год. Владимир Енишерлов
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    8. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 3. Размер: 152кб.
    9. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 6)
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    10. Хроника. Евгений Степанов (часть 6)
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    11. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 6)
    Входимость: 2. Размер: 123кб.
    12. Николай Гумилёв (1886-1921). Сергей Маковский
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    13. Моей прелестной царице.... И. П. Сиротинская
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    14. Краткая литературно-биографическая хроника. Иван Панкеев
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    15. Тифлисские друзья Гумилёва. (Вашингтонские находки). Юлий Зыслин
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    16. Труды и дни Н. С. Гумилёва. Дополнительные материалы к его биографии. Глеб Струве
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Неакадемические комментарии. Евгений Степанов
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    18. Неакадемические комментарии — 2. Евгений Степанов
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    19. Валерий Брюсов и его окружение. Бронислава Погорелова
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    20. Н. С. Гумилёв. Николай Волковысский
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    21. Гумилёв Николай Степанович 1886-1921. Лев Аннинский
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    22. Рыцарь на час. Василий Немирович-Данченко
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    23. Неакадемические комментарии — 3. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    24. Жизнь и стихи Николая Гумилёва. Владимир Енишерлов
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    25. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    26. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    27. Отравленная туника
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    28. Гондла
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    29. Памяти Н. С. Гумилёва. Соломон Познер
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    30. Памяти Гумилёва. Георгий Адамович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    31. Гумилев Н.С.: Французские народные песни
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    32. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 9)
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    33. Последние неакадемические комментарии — 4. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    34. Фокин П.: Гумилев без глянца (ознакомительный фрагмент). Особенности речи и декламации
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    35. Панихида по Гумилёву. Игорь Бэлза
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    36. Гумилёв и Кузмин на «вечере современной поэзии» в Москве. 2 ноября 1920 г. (по дневнику М. А. Кузмина). С. В. Шумихин
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    37. У Тучкова моста. Петр Рысс
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 8. Размер: 165кб.
    Часть текста: Оставшиеся за границей материалы упоминаются в примечаниях к каждому из томов «Собрания сочинений». Большую их часть Гумилев оставил Борису Анрепу в Лондоне, перед самым возвращением в Россию. Впоследствии все это Анреп передал Глебу Струве, который использовал эти бумаги и документы в ряде публикаций. Среди переданных материалов — альбом со стихами, всего 76 чистовых автографов стихотворений, основная часть которых впоследствии составила сборники «Костер» и «Фарфоровый павильон». Еще один альбом, заполненный в Париже в 1917 году, был опубликован К. Мочульскими в виде вышедшего в Берлине в 1923 году сборника «К синей звезде». Его нынешнее местонахождение неизвестно. Что касается переданных Анрепом гумилевских материалов, то все они ныне хранятся в фонде Глеба Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США). [3] Смотрите в списке литературы — Курляндский — 1-3. [4] Следует заметить, что обобщенное название «Русский экспедиционный корпус» для действовавших на западном фронте русских воинских подразделений утвердилось уже после его расформирования. Первоначально же, в документах, эти войска проходили как Особые бригады (всего — четыре), каждая из которых состояла из двух Особых пехотных полков. [5] Наиболее авторитетной, и почти единственной работой на эту тему до недавних пор являлась книга умершего в 1926 году русского военного историка, генерала от инфантерии А. М. Зайончковского «Мировая война 1914-1918 гг. », первое издание которой вышло еще в 1924 году, при его жизни. До 1940 года было два переиздания, и, наконец, за неимением ничего лучшего, книгу эту переиздали в 2000 году. В 1975 году в издательстве «Наука» вышла «История Первой мировой войны 1914—1918 гг. под редакцией И. И. Ростунова», в 2-х томах. В постсоветское время на эту тему не было подготовлено почти ни одной серьезной монографии. Работа В. Е. Шамбарова «За Веру, Царя и Отечество», М. : Алгоритм, 2003, касается только действий на русском фронте, о Русском...
    2. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    Часть текста: в июне 1918-го года. Два других письма были отправлены русским унтер-офицером Василием Мамонтовым весной 1918 года из Парижа, на Урал и в далекую Пермскую губернию, куда Гумилев поселил героев оставленной в Англии повести «Веселые братья». Письма были изъяты военной цензурой и до своих адресатов не дошли. Хотя вряд ли отыщутся их потомки, мне хочется, чтобы их прочитали. Неизвестно, добрался ли когда-либо до своего дома Василий Мамонтов, или он нашел последнее пристанище в чужой земле, как тысячи его соотечественников, посланных во Францию защищать честь России. Никаких дополнительных комментариев к письмам не будет — они говорят сами за себя. Письмо Анны Энгельгардт Николаю Гумилеву из Петрограда в Париж 723 : «Коля милый, я написала тебе несколько писем, телеграмму, но возможно, что ты ничего не получил. Знаешь, я перепутала адрес (вернее, он был напутан в твоей последней телеграмме) и только получив твое письмо от 14 сентября узнала, что он совсем другой! Досадно, ведь письма к тебе идут безбожно долго, чуть ли не 2—3 месяца. Грустно писать, зная, что письмо придет чуть ли не через год. Я прямо в отчаянье от такой задержки! Милый, уже 1/2 года, что мы в разлуке. Мне иногда кажется, что это навсегда! Звать тебя сюда, Коля, настаивать, чтоб ты приехал, я не могу и не хочу. Это было бы слишком эгоистично. Ты знаешь, здесь в...
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 16)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    Часть текста: плодотворными с точки зрения количества (и качества) написанного. Непосредственно не обращаясь к военной тематике, в созданных произведениях Гумилев творчески переосмыслил накопленные за годы войны впечатления и обретенный опыт. Любопытно проследить, к каким литературным жанрам обращался Николай Гумилев за годы войны. В первый год были написаны документальная проза «Записки кавалериста» и стихи; после «Записок кавалериста» до 1917-го года к прозе он не обращался. В конце 1915-го года у Гумилева вышел новый сборник стихов «Колчан» (большую часть которого составили довоенные стихи). Немногочисленны и случайны были написанные им критические заметки — рецензии на сборники стихов. Более значимым, как мне кажется, стало обращение Гумилева к драматургии. Ранее он занимался ею лишь эпизодически, им было написано только несколько одноактных миниатюр. В 1916 году появились сразу две пьесы: «Арабская сказка в трех картинах» — «Дитя Аллаха», «Драматическая поэма в четырех действиях» — «Гондла». Попав вновь в Париж в 1917-м году, почти 10 лет...
    4. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 4. Размер: 123кб.
    Часть текста: становится простым фактом быта, исчезает из литературы» 1 . Понятие, утвержденное Тыняновым. ныне активно используется филологами. Обстоятельствами, превращающими факт биографии в литературный факт, могут быть: тяжелая судьба, необычное общественное положение, семейные трудности, гонения со стороны властей и т.д. В большинстве же случаев главной причиной «беллетризации» биографии писателя становится его преждевременная (насильственная, загадочная) смерть. Истории мировой литературы известно немало случаев превращения писательской смерти из биографического факта в факт литературный. Особенно часто подобной трансформации подвергались биографии писателей, живших в авторитарных, деспотических государствах. Известна история гибели философа Сенеки и поэта Лукана, вскрывших себе вены по приказу императора Нерона. Известна судьба французского поэта Андре Шенье, казненного якобинцами. Наконец, известна участь русского поэта-декабриста Кондратия Рылеева, повешенного за покушение на цареубийство. Об этих и многих других писателях после их смерти было создано...
    5. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    Часть текста: ценившийся современниками. Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России остался в эмиграции. АНДРЕЕВА Мария Фёдоровна (урожд. Юрковская, в первом браке Желябужская) (1868–1953) – актриса МХАТ. Гражданская жена М. Горького (1904–1921). Активно участвовала в революционной деятельности, собирала крупные суммы денег для большевиков. АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889–1974) – художник, увлекался литературой (публиковался под псевдонимом Б. Темирязев). В 1924 году переехал в Париж. Известен как театральный художник, портретист, график, художник-оформитель. АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович (1855–1909). Преподавал древние языки и русскую словесность, был директором Царскосельской гимназии. Поэт, переводчик, драматург, критик. Повлиял на поэтическое становление Н. С. Гумилёва. АНРЕП Борис Васильевич (1883–1969) – художник-монументалист, литератор. В 1914–1917 гг. близкий друг А. А. Ахматовой, которая посвятила ему более тридцати стихотворений. После Февральской революции эмигрировал в Англию. АРЕНС–ПУНИНА Анна Евгеньевна (урожд. Аренс) (1892–1943) – врач, жена искусствоведа Н. Н. Пунина. АРЕНС Вера Евгеньевна (в замужестве Гаккель) (1883–1962) – поэтесса, переводчик, в молодости была близка к акмеизму, дружила с Н. С. Гумилёвым, А. А. Блоком, участвовала в «Цехе поэтов». АРСКИЙ...
    6. Н. С. Гумилёв. Жизнь и личность. Глеб Струве
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    Часть текста: Н. С. Гумилёва время еще не настало. Для этого прежде всего нет налицо достаточного материала. Если семейный и личный архивы Гумилёва и сохранились в России, они до сих пор находятся под спудом. Заграницей сохранилось то, что Гумилёв перед своим возвращением в Россию в апреле 1918 года оставил в Лондоне у своего Друга, художника Б. В. Анрепа, который в 1942 или 1943 году весь этот материал передал пишущему эти строки. Этот находящийся сейчас у меня архив Гумилёва включает тетрадь со стихами, несколько записных книжек (в том числе с черновой рукописью трагедии «Отравленная туника»), рукопись неоконченной повести «Веселые братья», несколько документов, относящихся к прохождению Гумилёвым военной службы (некоторые из этих документов, представляющих чисто биографический интерес, мы печатаем в приложении к настоящему очерку) и др. (более подробные сведения о моем архиве см. в вышедшем под моей редакцией томе «Неизданный Гумилёв» — изд-во имени Чехова, Нью-Йорк, 1952). Письма Гумилёва и письма к нему других лиц почти неизвестны. Возможно, что архив Института Русской Литературы в СССР, а также и частные архивы таят еще много ценного. Воспоминания о Гумилёве относятся по большей части либо к самым последним годам его жизни (таковы...
    7. Возвращение Николая Гумилёва. 1986 год. Владимир Енишерлов
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    Часть текста: и его стихов в «Огоньке» № 17, 1986 г., возникают вопросы: — Как нужно понимать данную публикацию? — Когда и на каком основании был реабилитирован Гумилёв? — Почему проходит такая переориентация в оценке деятельности российской контрреволюции (да еще после 27-го съезда партии...)?» Из письма Е.М.Алексеева, «члена КПСС с 1946 г.», в ЦК КПСС от 11 мая 1986 года В этом году радиостанция «Свобода» передавала цикл очерков «Полвека в эфире», посвященных своему 50-летию. Когда дело дошло до 1986 года, ведущий Иван Толстой сказал примерно следующее: «Выступая по «Свободе» в апреле 1986 года, Сергей Довлатов говорил о том, что в Советском Союзе все больше печатают Пастернака, Мандельштама, Цветаеву, Ахматову и т.д., но полный заговор молчания окружает имя Николая Гумилёва, чей столетний юбилей исполняется в апреле и чья поэзия до сих пор находится под строжайшим цензурным запретом. А без публикаций книг Гумилёва ни о какой перестройке и либерализации в идеологии СССР и думать нечего...» Не знал тогда Довлатов, что, может быть, в тот самый момент, когда произносил он в Мюнхене эти слова, в Москве, в типографии издательства «Правда», печатались 1,5 миллиона экземпляров журнала «Огонек» со стихами Гумилёва. Вернуть имя Николая Гумилёва в литературу в Советском Союзе во второй половине ХХ века пытались не раз. Но все время будто нечто мистическое возникало на пути его поэзии — то с публикаторами что-то неладное происходило, то стихи снимались цензурой в последний момент,...
    8. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 3. Размер: 152кб.
    Часть текста: мной мой «взрослый» поклонник, поэт Всеволод Курдюмов 3 (у него была жена и даже родился сын). В антракте, проходя одна по выходу в фойе, я в испуге увидела совершенно дикое выражение восхищения на очень некрасивом лице. Восхищение казалось диким, скорее глупым, и взгляд почти зверским. Этот взгляд принадлежал высокому военному с бритой головой и с Георгием на груди. Это был Гумилев. Я была очень, очень молода, но по странному совпадению моей судьбы уже пережила и самое печальное в своей жизни — и довольно сильные радости и увлечения, хотя меня крайне строго держали, я много болела и много училась. Он сказал мне потом, что сразу помчался узнавать, кто я такая. «Это сестра Бальмонта». Меня вечно путали с Аней Энгельгардт, 4 хотя она и не была похожа со мной, — более темноволосая, кареглазая, с монгольскими скулами, более яркая и, с моей точки зрения, гораздо более хорошенькая! На Никса Бальмонта, 5 ее брата, я скорее могла походить по краскам — он был рыжий,...
    9. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 6)
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: Телеграмма на бланке военно-телеграфной роты, с пометой: "Получено 18 II. 13 <часов> — 2 <минуты>. Принял Швоев" [287]. 10 февраля Гумилёв, видимо, опять был в Петрограде, так как этим числом помечена подписанная им корректура неосуществленного издания поэмы "Мик" в детском приложении к журналу "Нива" [288]. Приблизительно 17-18 февраля, находясь в Окуловке, Гумилёв написал матери, А. И. Гумилёвой [289]: "Дорогая мамочка, твою открытку я получил, благодарю. Мне прислали нового полковника страшно милого и деятельного. С ним и жить будет приятно и работать хорошо. Однако я с наступлением тепла хочу удрать в полк. Да, ура! В пехоту я не попал, отстояли [290]. Думаю скоро приехать, но когда не знаю. Целую тебя, Леву (ему пишу тоже) и тетю Варю. Твой Коля. Посмотри, какая милая открытка". При публикации открытки в "Московских новостях" была воспроизведена только ее обратная сторона с текстом письма: сверху надпись: ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА, под надписью вензель издательства "Лукоморье". В верхнем левом углу эмблема...
    10. Хроника. Евгений Степанов (часть 6)
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: отдельным литераторам, а кроме этого, начали выходить «Живые Альманахи», на которых со своими новыми произведениями выступали писатели и поэты, — альтернатива отсутствующим печатным изданиям. Гумилев был частым участником этих «Альманахов». 5 февраля при культурно-просветительном отделе Балтфлота открылась литературная студия для моряков. Лекторами студии являлись Чуковский, Гумилев (теория поэзии), Замятии и Шкловский. Нормальная рабочая неделя складывалась следующим образом: понедельник — лекции в Балтфлоте, вторник — заседания в Секции исторических картин и во «Всемирной литературе», среда — лекции в Пролеткульте, четверг — занятия в Студии при «Доме искусств», пятница — Секция исторических картин, «Всемирная литература» и лекции в «Доме искусств». 9.02 — было заседание у Гржебина по изданию классиков; во время заседания Гумилев с Чуковским отправились в Управление Советами к Б. Г. Каплуну за вином и дровами. 14.02 — Гумилев был у Чуковского. В 1920 году практически не выходили журналы; единственная публикация за год — стихотворение «Сахара» в «Москве» № 4. За первые два месяца Гумилев перевел английские народные баллады и произведения Г. Гейне...