• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1988"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 10. Размер: 165кб.
    2. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 9. Размер: 49кб.
    3. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 7. Размер: 152кб.
    4. Неакадемические комментарии — 3. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 6. Размер: 63кб.
    5. Основные места, связанные с жизнью и деятельностью Н. С. Гумилёва. Марина Козырева, Виталий Петрановский
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    6. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 4. Размер: 123кб.
    7. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    8. Возвращение Николая Гумилёва. 1986 год. Владимир Енишерлов
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    9. Митя и Коля. Александра Сверчкова
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    10. Посредине странствия земного. Иван Панкеев
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    11. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 7)
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    12. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 5. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    13. Тифлисские друзья Гумилёва. (Вашингтонские находки). Юлий Зыслин
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Я защищаю Гумилёва. Сергей Лукницкий
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Неакадемические комментарии. Евгений Степанов
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    16. Жемчуга. Н. Гумилёва. Вячеслав Иванов. Критика
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    17. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    18. Н. Гумилёв. Чужое небо. Борис Садовской. Критика
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Фокин П.: Гумилев без глянца (ознакомительный фрагмент). На людях и в интимном кругу
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 4. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    21. Крымский шатер Николая Гумилёва. Алексей Васильев
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    22. Гумилёв. В. В. Полонский
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    23. В слепых переходах пространств и времен. Геннадий Красников
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    24. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    25. Неизвестные фотографии Н. Гумилёва и других поэтов Серебряного века. Кирилл Финкельштейн
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    26. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    27. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 10. Размер: 165кб.
    Часть текста: Большую их часть Гумилев оставил Борису Анрепу в Лондоне, перед самым возвращением в Россию. Впоследствии все это Анреп передал Глебу Струве, который использовал эти бумаги и документы в ряде публикаций. Среди переданных материалов — альбом со стихами, всего 76 чистовых автографов стихотворений, основная часть которых впоследствии составила сборники «Костер» и «Фарфоровый павильон». Еще один альбом, заполненный в Париже в 1917 году, был опубликован К. Мочульскими в виде вышедшего в Берлине в 1923 году сборника «К синей звезде». Его нынешнее местонахождение неизвестно. Что касается переданных Анрепом гумилевских материалов, то все они ныне хранятся в фонде Глеба Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США). [3] Смотрите в списке литературы — Курляндский — 1-3. [4] Следует заметить, что обобщенное название «Русский экспедиционный корпус» для действовавших на западном фронте русских воинских подразделений утвердилось уже после его расформирования. Первоначально же, в документах, эти войска проходили как Особые бригады ...
    2. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 9. Размер: 49кб.
    Часть текста: такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в известной мере в его творчестве: еще в начале 1903 г. познакомившись с Блоком, Волошин в дальнейшем лишь изредка встречался с ним, но неизменно сохранял живой интерес к его произведениям, не раз обращался к ним в своих литературно-критических работах, а после Октября опубликовал в харьковском журнале «Камена» (1919, № 2) большую статью «Поэзия и революция», основная часть которой была посвящена поэме «Двенадцать»; 3 в значительно меньшей мере по понятным причинам привлекало внимание Волошина творчество Гумилёва, хотя и о нем он оставил ряд любопытных замечаний, а в 1917 г. определял его поэтический голос как «зоологические звуковые имитации, лиры, обтянутые золотой бумагой, и фразы, старательно распяленные на пеонах, как новые перчатки». 4 Достаточно обширный и в целом, как видно даже из этих беглых замечаний, весьма...
    3. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 7. Размер: 152кб.
    Часть текста: дикое выражение восхищения на очень некрасивом лице. Восхищение казалось диким, скорее глупым, и взгляд почти зверским. Этот взгляд принадлежал высокому военному с бритой головой и с Георгием на груди. Это был Гумилев. Я была очень, очень молода, но по странному совпадению моей судьбы уже пережила и самое печальное в своей жизни — и довольно сильные радости и увлечения, хотя меня крайне строго держали, я много болела и много училась. Он сказал мне потом, что сразу помчался узнавать, кто я такая. «Это сестра Бальмонта». Меня вечно путали с Аней Энгельгардт, 4 хотя она и не была похожа со мной, — более темноволосая, кареглазая, с монгольскими скулами, более яркая и, с моей точки зрения, гораздо более хорошенькая! На Никса Бальмонта, 5 ее брата, я скорее могла походить по краскам — он был рыжий, зеленоглазый, со светло-розовым лицом и с тиком в лице — последнее мне очень нравилось в нем — а он ко мне очень нежно относился, говорил, что я должно быть такая, какой была бы его умершая сестра Ариадна — и ставил в пример своей сестре Ане. a1 И вот — говорил мне потом Гумилев: — «Я пошел и попросил Николая Константиновича — Представьте меня вашей сестре. — Он познакомил меня с нею... Это была тоже очаровательная девушка, но ведь это же не та». Мне пришлось опять пройти тем же проходом. Почему одной? Лина Ивановна сидела на месте — но куда девался Курдюмов? и другие знакомые? Я увидала Аню, и рядом ...
    4. Неакадемические комментарии — 3. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 6. Размер: 63кб.
    Часть текста: — Бронгулеев В.В. Африканский дневник Н. Гумилева // Наше наследие , 1988, №1. С.79-87. Бронгулеев-1995 — Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного. Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева. Годы: 1886-1913. М., Мысль, 1995. БСЭ-1...30 — Большая Советская Энциклопедия , тт. 1 — 30. М., Советская Энциклопедия, 1970-1978. Гумилев-1991-1...3 — Гумилев Николай. Сочинения в трех томах , тт.1-3. М., Художественная литература, 1991. Давидсон-1992 — Давидсон Аполлон. Муза странствий Николая Гумилева . М., Наука, 1992. Давидсон-2001 — Давидсон Аполлон. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин . Смоленск, Русич, 2001. ЗК Ахматовой — Записные книжки Анны Ахматовой (1958 — 1966) . «Giulio Einaudi editore», Москва — Torino, 1996. Неакадемические комментарии-1...2 Степанов Е.Е. Неакадемические комментарии 1-2 в журнале: Toronto Slavic Quarterly , http://www.utoronto.ca/tsq/17/stepanov17.shtml (№№17) - http://www.utoronto.ca/tsq/18/stepanov18.shtml (18). ПСС-I...VIII — Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений . М., Воскресенье, тт.I-VIII, 1998-2007. РГВИА — Российский Государственный военно-исторический архив. СПбОА РАН — Санкт-Петербургское отделение Архива Российской Академии Наук Хроника-1991 — Степанов Е. Е. Николай Гумилев. Хроника / В кн.: Николай Гумилев. Сочинения в трех томах , т. 3. М., Художественная литература, 1991. ЦГИА — Центральный государственный архив в Санкт-Петербурге Шубинский-2004 — Шубинский Валерий. Николай Гумилев. Жизнь поэта . СПБ., Вита Нова, 2004. Эфиопские термины — Словарь эфиопских терминов /Эфиопские хроники XVII-XVIII веков . М., Наука, 1989, с.351-356....
    5. Основные места, связанные с жизнью и деятельностью Н. С. Гумилёва. Марина Козырева, Виталий Петрановский
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    Часть текста: природу, вдохнуть тот же воздух, едут неофиты-любители и умудренные опытом профессионалы-литераторы «в Михайловское, к Пушкину». Взгляните на биографию и творчество Н. С. Гумилёва под этим углом зрения. Он родился на острове, в Кронштадте, рядом с морем и кораблями. Детство провел в Царском Селе и в Петербурге, а в отрочестве, в самую переломную пору возмужания прожил три года на Кавказе, в Тифлисе. Там Гумилёв увидел напечатанным свое первое стихотворение, там впервые он записал свои стихи в альбом «прекрасной даме». А после Тифлиса снова было Царское Село, «где столько лир развешано по веткам». Пройдитесь по адресам, где он жил, постойте перед этими зданиями, побродите по паркам Царского Села и петербургским улицам. Конечно, нет здесь жесткого предопределения и Гумилёв мог и не стать поэтом. Но развитие его поэтического дара происходило именно в этих местах, и он стал путешественником рыцарем «музы дальних странствий», он стал царскосельским поэт и восстановил в поэзии пушкинскую ясность, он стал петербургским поэтом и, несмотря на очень широкую географию путешествий в зрелом возрасте, всегда возвращался в Петербург, и остался в нем навсегда. Ниже приведены основные адреса, связанные с жизнью и деятельностью Н. С. Гумилёва, а затем краткие комментарии к ним. № п/п Годы Адрес Современный адрес Примечания 1 1886 Кронштадт, Екатерининская ул., дом Григорьевой   Не установлен 2 1887–1896 Царское Село, Московская ул., 42 г. Пушкин, Московская ул., 55 Не сохранился 3 1890–1900 Усадьба Поповка, по Николаевской ж.д. ст. Поповка Моск. ж.д. Не установлено 4 1896–1897 Пб., 3-я Рождественская ул., 32/8 (угол Дегтярной) (дом Шалина) 3-я Советская ул.   5 1896–1900 ...
    6. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 4. Размер: 123кб.
    Часть текста: «то, что сегодня литературный факт, то назавтра становится простым фактом быта, исчезает из литературы» 1 . Понятие, утвержденное Тыняновым. ныне активно используется филологами. Обстоятельствами, превращающими факт биографии в литературный факт, могут быть: тяжелая судьба, необычное общественное положение, семейные трудности, гонения со стороны властей и т.д. В большинстве же случаев главной причиной «беллетризации» биографии писателя становится его преждевременная (насильственная, загадочная) смерть. Истории мировой литературы известно немало случаев превращения писательской смерти из биографического факта в факт литературный. Особенно часто подобной трансформации подвергались биографии писателей, живших в авторитарных, деспотических государствах. Известна история гибели философа Сенеки и поэта Лукана, вскрывших себе вены по приказу императора Нерона. Известна судьба французского поэта Андре Шенье, казненного якобинцами. Наконец, известна участь русского поэта-декабриста Кондратия Рылеева, повешенного за покушение на цареубийство. Об этих и многих других писателях после их смерти было создано множество романтических легенд, малодостоверных жизнеописаний и прочих сочинений, более относящихся к художественной литературе, нежели к истории. Не случайно многие из подобных сочинений рассматриваются исследователями с точки зрения того литератрного жанра, в котором они...
    7. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    Часть текста: Василием Мамонтовым весной 1918 года из Парижа, на Урал и в далекую Пермскую губернию, куда Гумилев поселил героев оставленной в Англии повести «Веселые братья». Письма были изъяты военной цензурой и до своих адресатов не дошли. Хотя вряд ли отыщутся их потомки, мне хочется, чтобы их прочитали. Неизвестно, добрался ли когда-либо до своего дома Василий Мамонтов, или он нашел последнее пристанище в чужой земле, как тысячи его соотечественников, посланных во Францию защищать честь России. Никаких дополнительных комментариев к письмам не будет — они говорят сами за себя. Письмо Анны Энгельгардт Николаю Гумилеву из Петрограда в Париж 723 : «Коля милый, я написала тебе несколько писем, телеграмму, но возможно, что ты ничего не получил. Знаешь, я перепутала адрес (вернее, он был напутан в твоей последней телеграмме) и только получив твое письмо от 14 сентября узнала, что он совсем другой! Досадно, ведь письма к тебе идут безбожно долго, чуть ли не 2—3 месяца. Грустно писать, зная, что письмо придет чуть ли не через год. Я прямо в отчаянье от такой задержки! Милый, уже 1/2 года, что мы в разлуке. Мне иногда кажется, что это навсегда! Звать тебя...
    8. Возвращение Николая Гумилёва. 1986 год. Владимир Енишерлов
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    Часть текста: Сильной, веселой и злой, Возят мои книги в седельной сумке, Читают их в пальмовой роще, Забывают на тонущем корабле. Я не оскорбляю их неврастенией, Не унижаю душевной теплотой <...> Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо. Н.С.Гумилёв «Мои читатели» Июль 1921 года «В связи с публикацией материала о Н.Гумилёве и его стихов в «Огоньке» № 17, 1986 г., возникают вопросы: — Как нужно понимать данную публикацию? — Когда и на каком основании был реабилитирован Гумилёв? — Почему проходит такая переориентация в оценке деятельности российской контрреволюции (да еще после 27-го съезда партии...)?» Из письма Е.М.Алексеева, «члена КПСС с 1946 г.», в ЦК КПСС от 11 мая 1986 года В этом году радиостанция «Свобода» передавала цикл очерков «Полвека в эфире», посвященных своему 50-летию. Когда дело дошло до 1986 года, ведущий Иван Толстой сказал примерно следующее: «Выступая по «Свободе» в апреле 1986 года, Сергей Довлатов говорил о том, что в Советском Союзе все больше печатают Пастернака, Мандельштама, Цветаеву, Ахматову и т.д., но полный заговор молчания окружает имя Николая Гумилёва, чей столетний юбилей исполняется в апреле и чья поэзия до сих пор находится под строжайшим цензурным запретом. А без публикаций книг Гумилёва ни о какой перестройке и либерализации в идеологии СССР и думать нечего...» Не знал тогда Довлатов, что, может быть, в тот самый момент, когда произносил он в Мюнхене эти слова, в Москве, в типографии издательства «Правда», печатались 1,5 миллиона экземпляров журнала «Огонек» со стихами...
    9. Митя и Коля. Александра Сверчкова
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    Часть текста: Коля — ежа или белых мышей. Выходить к гостям он терпеть не мог и уклонялся от новых знакомств, предпочитая общество морских свинок или попугая. В самом раннем детстве он едва не лишился глаза из-за недосмотра няньки. Старые товарищи отца его, Степана Яковлевича, возвращаясь из плавания, часто привозили ему небольшие бочонки с вином из-за границы. Случилось, что привезли бочонок хересу. Степан Яковлевич и Анна Ивановна разлили вино по бутылкам, чтобы возвратить тару, крепко закупорили и убрали бутылки в подполье. Это доглядела нянька; каждый вечер, когда господа ложились спать, она доставала бутылку, отбивала горлышко и напивалась пьяная. В 12 часов обыкновенно она носила Колю матери покормить ребенка, и затем он спал спокойно в колясочке до 6 утра. Но новое вино оказалось крепче марсалы. Вернувшись от матери с ребенком, нянька не положила в колясочку, а опустила мимо, причем ребенок упал лицом на отбитый край бутылки. Страшный крик разбудил всех. Все лицо Коли. было в крови, и отец думал, что поврежден глаз. К счастью, была рассечена бровь, и шрам остался на всю жизнь. В мальчике...
    10. Посредине странствия земного. Иван Панкеев
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    Часть текста: мир, счастье и трагедии, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит к нам из глубин бездонной Вселенной свет давно погибших звезд. И только Судьба, только она одна — больше Поэта, потому что может быть и посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даже наполовину. Много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременной, смертью? Увы нам, увы!.. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского никогда не сможем представить себе почтенными седовласыми старцами, окруженными внуками. Да и только ли их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на лирах. Среди них — и муза русского поэта Николая Гумилёва. Поэта, чье имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое — через колючие проволоки и сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что Судьба больше Поэта; что можно убить творца, но не память о нем. Сейчас Николай Гумилёв возвращается к нам, и, кажется, за последние три-четыре года мы узнали его творчество едва ли не полнее, чем современники: опубликованы не только его поэзия, проза, статьи, но и письма, и варианты тех или иных строк, и воспоминания о нем, и литературоведческие работы. И все же он только возвращается, и мы пока лишь начинаем читать его, еще не осознав, без чего вынуждены были обходиться столь долгое время и как отсутствие этого компонента, этой струи в атмосфере культуры губительно сказалось на нынешнем нашем миропонимании. Речь не только о его творчестве, но и о трагической судьбе русской интеллигенции начала века. Интеллигенции, которой ярким и полноправным представителем был Гумилёв. Судьба эта и по сей день — а теперь, может, и еще пристальнее, чем раньше, — вглядывается в наши души и умы: помним ли? поняли? осознали? не успели ли честь низвести до...