• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1989"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 9. Размер: 123кб.
    2. Дочь колдуна, заколдованный королевич и все-все-все:. Алексей Толстой и Гумилёв. Елена Толстая
    Входимость: 7. Размер: 77кб.
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 7. Размер: 165кб.
    4. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    5. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    6. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 4. Размер: 99кб.
    7. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 4. Размер: 152кб.
    8. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    9. Посредине странствия земного. Иван Панкеев
    Входимость: 3. Размер: 99кб.
    10. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая. Страница 3
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    11. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    12. Основные места, связанные с жизнью и деятельностью Н. С. Гумилёва. Марина Козырева, Виталий Петрановский
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    13. Последние неакадемические комментарии — 4. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    14. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 7)
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    15. Н. С. Гумилёв. Николай Волковысский
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    16. Адъютант временного правительства. И. А. Курляндский
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Я защищаю Гумилёва. Сергей Лукницкий
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    18. Неакадемические комментарии — 3. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    19. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 5. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    20. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 4. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    21. Фокин П.: Гумилев без глянца (ознакомительный фрагмент). Поэт – имя существительное, род мужской, единственное число
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    22. Анна Ахматова и Николай Гумилёв: Свидание в Евпатории. Валерий Мешков
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    23. Она
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 3. Евгений Степанов (страница 4)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 9. Размер: 123кб.
    Часть текста: фактом быта, исчезает из литературы» 1 . Понятие, утвержденное Тыняновым. ныне активно используется филологами. Обстоятельствами, превращающими факт биографии в литературный факт, могут быть: тяжелая судьба, необычное общественное положение, семейные трудности, гонения со стороны властей и т.д. В большинстве же случаев главной причиной «беллетризации» биографии писателя становится его преждевременная (насильственная, загадочная) смерть. Истории мировой литературы известно немало случаев превращения писательской смерти из биографического факта в факт литературный. Особенно часто подобной трансформации подвергались биографии писателей, живших в авторитарных, деспотических государствах. Известна история гибели философа Сенеки и поэта Лукана, вскрывших себе вены по приказу императора Нерона. Известна судьба французского поэта Андре Шенье, казненного якобинцами. Наконец, известна участь русского поэта-декабриста Кондратия Рылеева, повешенного за покушение на цареубийство. Об этих и многих других писателях после их смерти было создано множество романтических легенд, малодостоверных жизнеописаний и прочих сочинений, более относящихся к художественной литературе, нежели к истории. Не случайно многие из подобных сочинений рассматриваются...
    2. Дочь колдуна, заколдованный королевич и все-все-все:. Алексей Толстой и Гумилёв. Елена Толстая
    Входимость: 7. Размер: 77кб.
    Часть текста: пафосом реконструкции скрытой изнанки литературного процесса в порядке как бы исторического воздаяния, Алексей Толстой может на первый взгляд и не казаться достойным предметом – ведь первые тома его Полного собрания сочинений (т. 1, 1951 и т. 2, 1949) включали чуть ли не все его ранние вещи, — но все-таки это только видимость доступности и изученности. На деле Толстой, как и многие другие «большие» советские авторы 20-х годов, погребен под якобы «полными» собраниями сочинений, где нет многих вещей, а другие даны в фальсифицированных поздних версиях, часто с невежественными или недобросовестными комментариями. В результате этот автор до сих пор не соотнесен со своими современниками. А хочется наконец задать каверзные вопросы, которые до сих пор не задавались по соображениям двоякого рода: Алексей Толстой, лауреат и орденоносец, не мог иметь ничего общего с контрреволюционером Николаем Гумилевым — но и «красный граф» и «придворный шут» не имел права на упоминание рядом с великим поэтом. Как же быть с их общим прошлым? Нам предстоит обложиться описанными уже сегментами литературной картины, в которой фигура молодого Толстого находится на периферии, и попытаться взглянуть на нее, перевернув перспективу, глазами Толстого: как сместятся очертания, как изменятся отношения. Литературный контекст. Молодой Толстой — плоть от плоти петербургской культуры начала века, он ею создан: это провинциальный дебютант, которому невероятно...
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 7. Размер: 165кб.
    Часть текста: Среди переданных материалов — альбом со стихами, всего 76 чистовых автографов стихотворений, основная часть которых впоследствии составила сборники «Костер» и «Фарфоровый павильон». Еще один альбом, заполненный в Париже в 1917 году, был опубликован К. Мочульскими в виде вышедшего в Берлине в 1923 году сборника «К синей звезде». Его нынешнее местонахождение неизвестно. Что касается переданных Анрепом гумилевских материалов, то все они ныне хранятся в фонде Глеба Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США). [3] Смотрите в списке литературы — Курляндский — 1-3. [4] Следует заметить, что обобщенное название «Русский экспедиционный корпус» для действовавших на западном фронте русских воинских подразделений утвердилось уже после его расформирования. Первоначально же, в документах, эти войска проходили как Особые бригады (всего — четыре), каждая из которых состояла из двух Особых пехотных полков. [5] Наиболее авторитетной, и почти единственной работой на эту тему до недавних пор являлась книга умершего в 1926 году русского военного историка, генерала от инфантерии А. М. Зайончковского «Мировая война 1914-1918 гг. », первое издание которой вышло еще в 1924 году, при его жизни. До 1940 года было два переиздания, и, наконец, за неимением ничего лучшего, книгу эту переиздали в 2000 году. В 1975 году в издательстве «Наука» вышла «История Первой мировой войны 1914—1918 гг. под редакцией И. И. Ростунова», в 2-х томах. В постсоветское время на эту тему не было подготовлено почти ни одной серьезной монографии. Работа В. Е. Шамбарова «За Веру, Царя и Отечество», М. : Алгоритм,...
    4. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    Часть текста: в СССР. М., 1978. Кн. 2. С. 109–115. 2. Из доклада ВЧК о раскрытых и ликвидированных на территории РСФСР заговорах против советской власти в период мая–июня 1921 г. // Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии. 1917–1921 гг. Сб. до кументов. М., 1958. С. 446. 3. Петров М. В дополнение к «делу Н. С. Гумилёва» // Новый мир. 1990. ¹ 5. С. 265. 4. Немирович-Данченко В. И. Рыцарь на час (Из воспоминаний о Н. С. Гумилёве) // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М., 1990. С. 235. 5. Голинков Д. Л. Указ. соч. С. 110. 6. Cреди шестнадцати казненных женщин были жены «таганцевцев». 7. Перченок Ф. Ф. Список расстрелянных // Новый мир. 1989. ¹ 4. С. 265. 8. См.: Иванов Г. В. Мертвая голова // Иванов Г. В. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1993. Т. 3. С. 363–373. 9. См.: Лукницкая В. К. Николай Гумилёв. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990. С. 297; Голинков Д.Л. Указ. соч. С. 113; Крейд В. Загадка смерти Гумилёва // Стрелец (Нью-Йорк). 1989. ¹ 3 (63). С. 288. 10. Крейд В. Указ. соч. С. 285. 11. Там же. С. 291. 12. Русская мысль (Париж). 1983. 3 марта (¹ 3454). С. 8. 13. Крейд В. Указ. соч. С. 291. 14. Там же. С. 286. 15. См.: Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии... С. 445–446. 16. См.: Дан Ф. И. Два года скитаний...
    5. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    Часть текста: крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в известной мере в его творчестве: еще в начале 1903 г. познакомившись с Блоком, Волошин в дальнейшем лишь изредка встречался с ним, но неизменно сохранял живой интерес к его произведениям, не раз обращался к ним в своих литературно-критических работах, а после Октября опубликовал в харьковском журнале «Камена» (1919, № 2) большую статью «Поэзия и революция», основная часть которой была посвящена поэме «Двенадцать»; 3 в значительно меньшей мере по понятным причинам привлекало внимание Волошина творчество Гумилёва, хотя и о нем он оставил ряд любопытных замечаний, а в 1917 г. определял его поэтический голос как «зоологические звуковые имитации, лиры, обтянутые золотой бумагой, и фразы, старательно распяленные на пеонах, как новые перчатки». 4 Достаточно обширный и в целом, как...
    6. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 4. Размер: 99кб.
    Часть текста: бы книгу «Алиса в Заэкранье». При прямом переводе «virtual» означает «фактический, действительный, являющийся чем-либо по существу, реально». И хотя сознание сопротивляется перенесению слова «истинный» на нечто такое, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» 3 , виртуальная реальность — мир слов, идей, образов, или виртуальное пространство компьютерных программ, — несмотря на свою нематериальность, самым непосредственным образом на нас влияет... Все те, «чьей мыслью мы теперь живем и дышим», составляют, в терминологии «Розы Мира» Даниила Андреева, Синклит — совокупность всех ушедших, но виртуально присутствующих в этой жизни своими творениями и действиями: Леонид под Фермопилами погиб и за нас... Как это происходит? Как материализуются в нечто фактическое колебания воздуха от устной речи, типографские знаки на бумаге или электронные процессы в кремниевых кристаллах? Все то, что является Носителем...
    7. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 4. Размер: 152кб.
    Часть текста: был вечер В. Брюсова об армянской поэзии — в Тенишевском училище на Моховой. Народу было много; Брюсов читал прекрасные стихи, очень пылкие — «ты сожгла мое сердце, чтоб подвести себе углем брови», 1 — остального я не помню. Меня одну по вечерам не пускали, я часто болела и иногда падала в обморок — даже в ванну! Со мной была моя Лина Ивановна 2 (которую «мальчики» звали «цербером»). И еще пришел по сговору со мной мой «взрослый» поклонник, поэт Всеволод Курдюмов 3 (у него была жена и даже родился сын). В антракте, проходя одна по выходу в фойе, я в испуге увидела совершенно дикое выражение восхищения на очень некрасивом лице. Восхищение казалось диким, скорее глупым, и взгляд почти зверским. Этот взгляд принадлежал высокому военному с бритой головой и с Георгием на груди. Это был Гумилев. Я была очень, очень молода, но по странному совпадению моей судьбы уже пережила и самое печальное в своей жизни — и довольно сильные радости и увлечения, хотя меня крайне строго держали, я много болела и много училась. Он сказал мне...
    8. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: военной цензурой и до своих адресатов не дошли. Хотя вряд ли отыщутся их потомки, мне хочется, чтобы их прочитали. Неизвестно, добрался ли когда-либо до своего дома Василий Мамонтов, или он нашел последнее пристанище в чужой земле, как тысячи его соотечественников, посланных во Францию защищать честь России. Никаких дополнительных комментариев к письмам не будет — они говорят сами за себя. Письмо Анны Энгельгардт Николаю Гумилеву из Петрограда в Париж 723 : «Коля милый, я написала тебе несколько писем, телеграмму, но возможно, что ты ничего не получил. Знаешь, я перепутала адрес (вернее, он был напутан в твоей последней телеграмме) и только получив твое письмо от 14 сентября узнала, что он совсем другой! Досадно, ведь письма к тебе идут безбожно долго, чуть ли не 2—3 месяца. Грустно писать, зная, что письмо придет чуть ли не через год. Я прямо в отчаянье от такой задержки! Милый, уже 1/2 года, что мы в разлуке. Мне иногда кажется, что это навсегда! Звать тебя сюда, Коля, настаивать, чтоб ты приехал, я не могу и не хочу. Это было бы слишком эгоистично. Ты знаешь, здесь в Петербурге сейчас гадко, скучно, все куда-то убегают... А там в Париже, вероятно, жизнь иная — у тебя интересное дело, милые друзья, твоя коллекция картин, нет той грубости и разрухи, которая царит сейчас. Мне бесконечно хочется тебя видеть, я по-прежнему люблю только тебя, но лучше тебе быть там, где приятно и где к тебе хорошо относятся. Может быть, война скоро окончательно кончится и тогда ты и так приедешь или, может быть, сможешь приехать сюда ненадолго. Я боюсь, и мне больно будет видеть твое раскаянье, если ты приедешь сейчас сюда и ради меня, потому что здесь, действительно, тяжело жить! Ты зовешь меня, ты...
    9. Посредине странствия земного. Иван Панкеев
    Входимость: 3. Размер: 99кб.
    Часть текста: Да и только ли их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на лирах. Среди них — и муза русского поэта Николая Гумилёва. Поэта, чье имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое — через колючие проволоки и сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что Судьба больше Поэта; что можно убить творца, но не память о нем. Сейчас Николай Гумилёв возвращается к нам, и, кажется, за последние три-четыре года мы узнали его творчество едва ли не полнее, чем современники: опубликованы не только его поэзия, проза, статьи, но и письма, и варианты тех или иных строк, и воспоминания о нем, и литературоведческие работы. И все же он только возвращается, и мы пока лишь начинаем читать его, еще не осознав, без чего вынуждены были обходиться столь долгое время и как отсутствие этого компонента, этой струи в атмосфере культуры губительно сказалось на нынешнем нашем миропонимании. Речь не только о его творчестве, но и о трагической судьбе русской интеллигенции начала века. Интеллигенции, которой ярким и полноправным представителем был Гумилёв. Судьба эта и по сей день — а теперь, может, и еще пристальнее, чем раньше, — вглядывается в наши души и умы: помним ли? поняли? осознали? не успели ли честь низвести до «честности»? готовы ли к возрождению? Или, зная о Золотом и Серебряном веках русской поэзии, смиренно примем какой-нибудь Стальной ее век? Судьба Николая Гумилёва заставляет вспомнить слова другого страдальца времени, замечательного писателя Александра Солженицына: «Несчастная гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли, главную гидру, уничтожали с самого 1918 года — рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж, кажется, начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими метлами поспевали! — а ты опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищенный,...
    10. Материалы к биографии Н. Гумилёва. Вера Лукницкая. Страница 3
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: из наиболее глубоких рецензий на выход «Колчана» Б. Эйхенбаум писал: «Поэтический колчан Гумилёва обновился — стрелы в нем другие. Но нужен ли ему теперь этот колчан? Не уместнее ли иной образ? Пусть стрелы эти ранят его собственную душу. И если Гумилёв, правда, «взалкал откровенья» и «безумно тоскует», если он в самом деле видит свет фавора, то что-то должно измениться в самом его словоупотреблении». Думается, здесь более верна первая часть умозаключения. Словоупотребление же — скорее материал, чем техника исполнения: так, все живописцы берут одинаковые краски, но это не значит, что у всех получаются и одинаковые полотна. Гумилёвское «словоупотребление» взросло на почве, имя которой — экзотика. В «Колчане» чувствуются соки этой же почвы — только, быть может, в иной концентрации, в ином составе: все чаще поэт переводит свой взор с внешней цветистости на многоцветье духовного мира. Да, «Колчан», как и следует из названия, собрал в себе, по замыслу автора, «стрелы» — стихи, передающие состояние человека на...