• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1990"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 16. Размер: 11кб.
    2. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 8. Размер: 123кб.
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 6. Размер: 165кб.
    4. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 5. Размер: 99кб.
    5. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    6. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    7. Поэт и воин Первой мировой войны Н. С. Гумилёв. Л. М. Сорина
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    8. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 2. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    9. Новонайденный конспект выступления Н. С. Гумилёва в редакции журнала «Аполлон». 5 апреля 1911 года. К. Ю. Лаппо-Данилевский
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    10. Неизвестные фотографии Н. Гумилёва и других поэтов Серебряного века. Кирилл Финкельштейн
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    11. Дочь колдуна, заколдованный королевич и все-все-все:. Алексей Толстой и Гумилёв. Елена Толстая
    Входимость: 3. Размер: 77кб.
    12. Н. С. Гумилёв. Николай Волковысский
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    13. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 3. Евгений Степанов (страница 4)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    14. «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов). Александр Блок. Критика
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    15. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 2)
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    16. Неакадемические комментарии. Евгений Степанов
    Входимость: 2. Размер: 77кб.
    17. Гумилёв. Ольга Гильдебрандт-Арбенина
    Входимость: 2. Размер: 152кб.
    18. Николай Гумилев. Письмо Екатерине Романовне Малкиной. В. О., 11 линия, д. 34, к. 77..
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    19. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября. В. В. Базанов
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    20. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 4. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    21. Гумилёв. В. В. Полонский
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    22. Неакадемические комментарии — 3. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    23. Жемчуга. Н. Гумилёва. Вячеслав Иванов. Критика
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    24. Анкета союза поэтов с ответами Н. С. Гумилёва. Виталий Петрановский, Андрей Станюкович
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    25. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 4. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    26. Её Императорскому Высочеству великой княжне Анастасии Николаевне ко дню рождения
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    27. Подберезин Борис: Николай Гумилёв. Вызов судьбе. Список имён
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    28. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 3. Евгений Степанов
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    29. Фокин П.: Гумилев без глянца (ознакомительный фрагмент). Политические взгляды
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    30. Тифлисские друзья Гумилёва. (Вашингтонские находки). Юлий Зыслин
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    31. О романтических цветах. Иннокентий Анненский. Критика
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    32. Поэт на войне. Часть 2. Выпуск 6. Евгений Степанов (страница 7)
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    33. Последние неакадемические комментарии — 4. Евгений Степанов. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    34. Сасина В. В.: Синтез искусств как способ мировидения в метапоэтике Н. С. Гумилева
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    35. Под ненужною сеткой долгот и широт.... С. И. Ястремский
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    36. О поэзии Н. Гумилёва. Георгий Иванов. Критика
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    37. Фокин П.: Гумилев без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    38. Н. Гумилёв. Чужое небо. Борис Садовской. Критика
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    39. Основные места, связанные с жизнью и деятельностью Н. С. Гумилёва. Марина Козырева, Виталий Петрановский
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    40. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 1. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    41. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 1. Евгений Степанов (страница 2)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    42. Крымский шатер Николая Гумилёва. Алексей Васильев
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    43. Н. Гумилёв. Жемчуга. Сергей Ауслендер. Критика
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    44. Н. Гумилёв. Жемчуга. Борис Кремнев. Критика
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В час гиены. Юрий Зобнин (примечания)
    Входимость: 16. Размер: 11кб.
    Часть текста: С. 235. 5. Голинков Д. Л. Указ. соч. С. 110. 6. Cреди шестнадцати казненных женщин были жены «таганцевцев». 7. Перченок Ф. Ф. Список расстрелянных // Новый мир. 1989. ¹ 4. С. 265. 8. См.: Иванов Г. В. Мертвая голова // Иванов Г. В. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1993. Т. 3. С. 363–373. 9. См.: Лукницкая В. К. Николай Гумилёв. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990. С. 297; Голинков Д.Л. Указ. соч. С. 113; Крейд В. Загадка смерти Гумилёва // Стрелец (Нью-Йорк). 1989. ¹ 3 (63). С. 288. 10. Крейд В. Указ. соч. С. 285. 11. Там же. С. 291. 12. Русская мысль (Париж). 1983. 3 марта (¹ 3454). С. 8. 13. Крейд В. Указ. соч. С. 291. 14. Там же. С. 286. 15. См.: Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии... С. 445–446. 16. См.: Дан Ф. И. Два года скитаний (1919–1921). Берлин, 1922. С. 186–188. 17. См.: Даугава. 1990. ¹ 8. С 166. Подробную биографическую сводку об Я. С. Агранове см.: Иоффе Э. Первый заместитель Ягоды и Ежова // Вечерний Минск. 2007. 19 сентября (¹ 203 (11464)). Яркие характеристики Агранова...
    2. Смерть Н. С. Гумилёва как литературный факт. Андрей Мирошкин
    Входимость: 8. Размер: 123кб.
    Часть текста: биографии писателя становится его преждевременная (насильственная, загадочная) смерть. Истории мировой литературы известно немало случаев превращения писательской смерти из биографического факта в факт литературный. Особенно часто подобной трансформации подвергались биографии писателей, живших в авторитарных, деспотических государствах. Известна история гибели философа Сенеки и поэта Лукана, вскрывших себе вены по приказу императора Нерона. Известна судьба французского поэта Андре Шенье, казненного якобинцами. Наконец, известна участь русского поэта-декабриста Кондратия Рылеева, повешенного за покушение на цареубийство. Об этих и многих других писателях после их смерти было создано множество романтических легенд, малодостоверных жизнеописаний и прочих сочинений, более относящихся к художественной литературе, нежели к истории. Не случайно многие из подобных сочинений рассматриваются исследователями с точки зрения того литератрного жанра, в котором они написаны. Сугубо исторический подход здесь попросту неуместен. Проблема борьбы художника с тиранией была в ХIХ — начале ХХ века особенно актуальна для России — самодержавного государства, где подавлялись...
    3. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (примечания)
    Входимость: 6. Размер: 165кб.
    Часть текста: в ряде публикаций. Среди переданных материалов — альбом со стихами, всего 76 чистовых автографов стихотворений, основная часть которых впоследствии составила сборники «Костер» и «Фарфоровый павильон». Еще один альбом, заполненный в Париже в 1917 году, был опубликован К. Мочульскими в виде вышедшего в Берлине в 1923 году сборника «К синей звезде». Его нынешнее местонахождение неизвестно. Что касается переданных Анрепом гумилевских материалов, то все они ныне хранятся в фонде Глеба Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США). [3] Смотрите в списке литературы — Курляндский — 1-3. [4] Следует заметить, что обобщенное название «Русский экспедиционный корпус» для действовавших на западном фронте русских воинских подразделений утвердилось уже после его расформирования. Первоначально же, в документах, эти войска проходили как Особые бригады (всего — четыре), каждая из которых состояла из двух Особых пехотных полков. [5] Наиболее авторитетной, и почти единственной работой на эту тему до недавних пор являлась книга умершего в 1926 году русского военного историка, генерала от инфантерии А. М. Зайончковского «Мировая война 1914-1918 гг. », первое издание которой вышло еще в 1924 году, при его жизни. До 1940 года было два переиздания, и, наконец, за неимением ничего лучшего, книгу эту переиздали в 2000 году. В 1975 году в издательстве «Наука» вышла ...
    4. «Виртуальный» Гумилёв, или аналитические воспоминания. Д. Ю. Гузевич, Виталий Петрановский
    Входимость: 5. Размер: 99кб.
    Часть текста: появились «виртуальный мир» и «виртуальная реальность». Нынешние тинейджеры проводят немалое время в этом мире наедине с компьютером... Живи Льюис Кэрролл в XXI веке, он, видимо, написал бы книгу «Алиса в Заэкранье». При прямом переводе «virtual» означает «фактический, действительный, являющийся чем-либо по существу, реально». И хотя сознание сопротивляется перенесению слова «истинный» на нечто такое, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» 3 , виртуальная реальность — мир слов, идей, образов, или виртуальное пространство компьютерных программ, — несмотря на свою нематериальность, самым непосредственным образом на нас влияет... Все те, «чьей мыслью мы теперь живем и дышим», составляют, в терминологии «Розы Мира» Даниила Андреева, Синклит — совокупность всех ушедших, но виртуально присутствующих в этой жизни своими творениями и действиями: Леонид под Фермопилами погиб и за нас... Как это происходит? Как материализуются в нечто фактическое колебания воздуха от устной речи, типографские знаки на бумаге или электронные процессы в кремниевых кристаллах? Все то, что является Носителем Информации? Почему так страшна Правда (Информация истинная) и почему ее пытаются заменить Не-Правдой (Информацией ложной)? Наконец, о чем и как говорит с нами Гумилёв? Начать придется с одного события, произошедшего в конце советской эпохи. В апреле 1986 года на страницах журнала «Огонек» произошла замечательная виртуальная ...
    5. На полпути от полуправд. Д. Зубарев, Ф. Перченок
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    Часть текста: и моряков Кронштадта (февраль-март) вызвало в тот год двойную цепь действий молодой власти. Одна линия — ре­альные и демонстративные уступки НЭПа. Другая — подавление отборной силой сначала кронштадтского «мятежа», затем — по­встанчества по всей стране. Расправа с побежденными (с нее зи­мою 1920-21 начался «мир» в Крыму), неизменная после Крон­штадта: в повестках дня Политбюро — вновь и вновь вопрос об уцелевших «кронштадтских бандитских моряках»: их готовят к отправке то на юг (план создания лагеря ВЧК в закаспийской пустыне на Челекене), то на север (идея «дисциплинарной коло­нии» в Ухте). Мировой пожар чадит; мартовская вспышка в Германии потушена, зато в марте взят Тифлис, в апреле — Эривань, в июле — Урга. С начала июня ясны масштабы нового бедствия: голод. Общественный комитет помощи голодающим налаживает эту помощь через голову правителей и в обход новых бюрократи­ческих структур; ведущие деятели комитета арестованы 27 августа — в день подписания правительством договора с Ф. Нансеном о помощи с Запада. В этом общем контексте читается «дело ПБО». Весной — аре­сты военных моряков, в июне — аресты в среде петроградской интеллигенции; 29 июня Ф. Дзержинский докладывает о заговоре пятерке...
    6. Поэт на войне. Часть 3. Выпуск 7. Евгений Степанов (часть 18)
    Входимость: 4. Размер: 61кб.
    Часть текста: встретился в Петрограде с его отправительницей и даже успел сделать ей предложение — в июне 1918-го года. Два других письма были отправлены русским унтер-офицером Василием Мамонтовым весной 1918 года из Парижа, на Урал и в далекую Пермскую губернию, куда Гумилев поселил героев оставленной в Англии повести «Веселые братья». Письма были изъяты военной цензурой и до своих адресатов не дошли. Хотя вряд ли отыщутся их потомки, мне хочется, чтобы их прочитали. Неизвестно, добрался ли когда-либо до своего дома Василий Мамонтов, или он нашел последнее пристанище в чужой земле, как тысячи его соотечественников, посланных во Францию защищать честь России. Никаких дополнительных комментариев к письмам не будет — они говорят сами за себя. Письмо Анны Энгельгардт Николаю Гумилеву из Петрограда в Париж 723 : «Коля милый, я написала тебе несколько писем, телеграмму, но возможно, что ты ничего не получил. Знаешь, я перепутала адрес (вернее, он был напутан в твоей последней телеграмме) и только получив твое письмо от 14 сентября узнала, что он совсем другой! Досадно, ведь письма к тебе идут безбожно долго, чуть ли не 2—3 месяца. Грустно писать, зная, что письмо придет чуть ли не через год. Я прямо в отчаянье от такой задержки! Милый, уже 1/2 года, что мы в разлуке. Мне иногда кажется, что это навсегда! Звать тебя сюда, Коля, настаивать, чтоб ты приехал, я не могу и не хочу. Это было бы слишком эгоистично. Ты знаешь, здесь в Петербурге сейчас гадко, скучно, все куда-то убегают... А там в Париже, вероятно, жизнь иная — у тебя интересное дело, милые друзья, твоя коллекция картин, нет той грубости и разрухи, которая царит сейчас. Мне бесконечно хочется тебя видеть, я по-прежнему люблю только тебя, но лучше...
    7. Поэт и воин Первой мировой войны Н. С. Гумилёв. Л. М. Сорина
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: войны, у нас в стране впервые отмечалась в 2004 году. Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников — участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годыгражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное — люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память. Между тем в самом начале войны Русское историческое общество, губернские ученые архивные комиссии призвали общественность к собиранию и сохранению свидетельств войны. Председатель Тверской ученой комиссии И.А. Иванов в своем обращении от 9 декабря 1914 г. к членам комиссии, а их было более 250, писал: «Настоящая великая европейская война, несомненно, в самом недалеком будущем сделается предметом серьезного исторического изучения. Для этой цели необходимо накопление возможно большего количества материалов. Вследствие чего архивная комиссия покорнейше просит Вас принять участие в собирании материалов для истории настоящей войны (всякого рода печатные и рукописные известия, сообщения, статьи, доклады, объявления, афиши, картины, рисунки, портреты и т.п.) и материалы эти направлять в кабинет Исторического Архива на Мытной площади по почте или лично от 6–9 часов вечера ежедневно» 1 . Так бы и было. Но это уже сослагательное наклонение, которому в Истории места не отведено. У...
    8. Поэт на войне. Часть 1. Выпуск 2. Евгений Степанов (страница 3)
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    Часть текста: которые уже начинали загораться. Пехота переправилась через реку на понтонах, в другом месте то же делали немцы. Две наши роты были окружены на той стороне, они штыками пробились к воде и вплавь присоединились к своему полку. Немцы взгромоздили на костел пулеметы, которые приносили нам много вреда. Небольшая партия наших разведчиков по крышам и сквозь окна домов подобралась к костелу, ворвалась в него, скинула вниз пулеметы и продержалась до прихода подкрепления. В центре кипел непрерывный штыковой бой, и немецкая артиллерия засыпала снарядами и наших и своих. На окраинах, где не было такой суматохи, происходили сцены прямо чудесного геройства. Немцы отбили два наших пулемета и торжественно повезли их к себе. Один наш унтер-офицер, пулеметчик, схватил две ручные бомбы и бросился им наперерез. Подбежал шагов на двадцать и крикнул: «Везите пулеметы обратно, или убью и вас и себя». Несколько немцев вскинули к плечу винтовки. Тогда он бросил бомбу, которая убила троих и поранила его самого. С окровавленным лицом он подскочил к врагам вплотную и, потрясая оставшейся бомбой, повторил свой приказ. На этот раз немцы послушались и повезли пулеметы в нашу сторону. А он шел за ними, выкрикивая бессвязные ругательства и колотя немцев бомбой по спинам. Я встретил это странное шествие уже в пределах нашего расположения. Герой не позволял никому прикоснуться ни к пулеметам, ни к пленным, он вел их к своему командиру. Как в бреду, не глядя ни на кого, рассказывал он о своем подвиге: «Вижу, пулеметы тащат. Ну, думаю, сам пропаду, пулеметы верну. Одну бомбу бросил, другая вот. Пригодится. Жалко же пулеметы, — и сейчас же опять принимался кричать на смертельно бледных немцев: — Ну, ну, иди, не задерживайся!» Село Иновлодзь на реке Пилица и местный костел, место боя Про пулеметы на костеле сказано в журнале боевых действий 2-й батарее Конной артиллерии...
    9. Новонайденный конспект выступления Н. С. Гумилёва в редакции журнала «Аполлон». 5 апреля 1911 года. К. Ю. Лаппо-Данилевский
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: посланником Б. А. Чемерзиным, присутствии на одном из торжественных обедов при дворе абиссинского императора и т. д. Два авторитетных исследователя, ссылаясь на сведения, полученные от П. Н. Лукницкого, писали об ограблении поэта в Аддис-Абебе 2 . Об этом путешествии самим поэтом был сделан доклад 5 апреля 1911 г. в редакции журнала «Аполлон», вызвавший разнообразные отклики современников. Так, Г. И. Чулков писал 6 апреля 1911 г. жене о том, что Гумилёв читал доклад «о дикарях, зверях и птицах» 3 ; К. И. Чуковский увидел в поэте в этот день «голую изысканность, — без ума, чувства действительности, без наблюдательности», М. А. Кузмин отметил в дневнике, что «доклад был туповат, но интересный»; А. А. Кондратьев сообщал В. Я. Брюсову об умолчаниях Гумилёва, которые особенно чувствовались при рассказе о схватках со львом и буйволом (он же припомнил героев А. Доде, слушая повествование об Абиссинии). 4 Значительно дополняют наши знания о заседании 5 апреля 1911 г. планы выступления Н. С. Гумилёва, сохранившиеся в московском архиве Вяч. Иванова (автографы, первый — карандашом, второй — чернилами) 5 : «1910 год в Абиссинии или трогательные и занимательные приключения поэта-охотника на африканских гиен I Приезд в Абиссинию или беда от одалисок. II Ужасная правда или последствия любовного увлечения. III Я знаю, как расплатиться (шпалы, печник, гиена). IV Под перекрестным огнем: любовь и долг. Антракт V Одни     В ежовых рукавицах. карт<ины> На невольничьем...
    10. Неизвестные фотографии Н. Гумилёва и других поэтов Серебряного века. Кирилл Финкельштейн
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    Часть текста: воина год от года растет. Уже в XXI веке вышло несколько обширных трудов 1-3 , посвященных жизненному пути и творчеству Н. С. Гумилёва, печатается полное собрание его сочинений 4 , опубликованы «Труды и дни Н. Гумилёва» П. Лукницкого 5 , являющиеся первоисточником большинства хронологических сведений о поэте. Во всех жизнеописаниях приводятся, в основном, одни те же прижизненные изображения Гумилёва. Их сохранилось не так много: около 20-ти индивидуальных и групповых фотографий, не считая снимков из африканского путешествия 1913 года, а также несколько живописных портретов и рисунков. Казалось бы, специалистами уже изучены, практически все архивные материалы и ожидать появления на свет новых фотографий поэта не приходится. Но оказывается, что при внимательном рассмотрении, немало «открытий чудных» могут принести домашние архивы соотечественников, владельцы которых, зачастую, не подозревают, что находящиеся в их распоряжении документы и фотографии имеют историческую ценность. В настоящей статье речь пойдет о действительных и мнимых находках, сделанных в  домашних архивах автора статьи и его петербургской знакомой, о находке в фондах Российской национальной библиотеки и о истории поисков, благодаря которым выяснилось, что на фотографии из домашнего архива изображены Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Георгий Иванов и другие поэты Серебряного века. * * * Я помню дни: я, робкий, торопливый, Входил в высокий кабинет... Мой интерес к истории Царского Села, Серебряному веку и личности Н. Гумилёва начался с двух старых фотографий класса...