Поиск по творчеству и критике
Cлово "COR"
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: наслаждение и совершенно исключающую «нечаянную радость случайно найденного образа, мгновенного наитья? Почему всегда и повсюду вместо лирического удивления поэта перед своим переживанием — «неужели это так?» — мы встречаем эпическое (быть может, даже дидактическое) всеведенное «так и должно было быть»? И только, прочтя во второй части «Cor Ardens» отдел под названием Rosarium, я понял, в чем дело... Наиболее чуткие иностранцы убеждены, что русские — совсем особенный, странный народ. Таинственность славянской души — «I'ame slave» — общее место на Западе. Но они довольствуются описанием ее противоречий. Мы же, русские, должны идти дальше, отыскивая истоки этих противоречий. Бесспорно, мы — не только переход от психологии Востока к психологии Запада или обратно, мы уже целый и законченный организм, доказательство этому — Пушкин; но среди нас случаются, и как норма, возвращения к чистоте одного из этих типов. Так, Брюсов — европеец вполне и всегда, в каждой строчке своих стихотворений, в каждой своей журнальной заметке. Мне хочется показать, что Вячеслав Иванов — с Востока. Предание не говорит, слагал ли песни царь-волхв Гаспар. Но если слагал — мне кажется, они были похожи на стихи Вячеслава Иванова. Когда ночью он ехал на разукрашен ном верблюде, видя те же пески и те же звезды,...
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: ответных писем Ларисы Рейснер. Предположительно, первое письмо Ларисы Гумилёву было написано еще тогда, когда он был в Петрограде, об этом можно судить по начальной фразе письма. Вся остальная переписка относится к периоду после отъезда Гумилёва в Гусарский полк. Ниже будут приведены все письма, включенные в соответствующий географический и хронологический контекст. При этом я не буду касаться "интимных" подробностей их взаимоотношений, об этом и так слишком много написано [173]. Стихотворное послание Гумилёва — явный ответ на несохранившееся письмо Ларисы Рейснер. Ответом на это письмо Гумилёва могло быть недатированное первое сохранившееся письмо Ларисы Рейснер. В то время как Гумилёв обращается к Ларисе Рейснер по имени героини "Гондлы", она сама постоянно обращается к Гумилёву по имени героя пьесы "Дитя Аллаха" — поэта Гафиза. Под тем же именем Гумилёв выведен в ее "Автобиографическом романе". "Милый мой Гафиз, это совсем не сентиментальность, но мне сегодня так больно, так бесконечно больно. Я никогда не видела летучих мышей, но знаю, что если даже у них выколоты глаза, они летают, и ни на что не натыкаются. Я сегодня как раз такая бедная мышь, и всюду кругом меня эти нитки, протянутые из угла в угол, которых надо бояться. Милый Гафиз, я много одна, каждый день тону в стихах, в чужом творчестве, чужом опьянении. И никогда еще не хотелось мне так, как теперь, найти, наконец, свое...
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: editore, Москва — Torino, 1996. ЗК Блока-1965 Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб., "Наука". 1994. Исследования-1994 Александр Блок. Записные книжки. 1901 — 1920. М.: Художественная литература, 1965. Лукницкий-I Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том I . 1924-1925. YMCA-PRESS, Paris, 1991 Лукницкий-II Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой . Том II . 1926-1927. YMCA-PRESS, Русский путь. Париж-Москва, 1997. Неакадемические комментарии-1..4 Степанов Е. Е. Неакадемические комментарии 1-4 в журнале: Toronto Slavic Quarterly, №№ 17 , 18 , 20 , 22 . ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва) . Л., 1991. Письма-1987 Неизвестные письма Н.С. Гумилёва. Публикация Р.Д. Тименчика. Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т.46. 1987, №1. . Л., 1991. Поэт на войне-1...5 Степанов Е.Е. Поэт на войне. Часть 1. Вокруг "Записок кавалериста" — 1914 — 1915. Выпуски 1-5 в журнале Toronto Slavic Quarterly, №№ 24 , 25 и 26 , 27 , 28 . Пржиборовская-2008 Галина Пржиборовская. Лариса Рейснер. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2008. ПСС-I...VIII Гумилёв Н. С. Полное собрание сочинений . М., Воскресенье, тт.I-VIII,...
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: известны недостаточно — в сущности, информация сводится к двум абзацам в «Трудах и днях Н. С. Гумилёва», составленных П. Н. Лукницким 1 , где говорится о контактах поэта с русским посланником Б. А. Чемерзиным, присутствии на одном из торжественных обедов при дворе абиссинского императора и т. д. Два авторитетных исследователя, ссылаясь на сведения, полученные от П. Н. Лукницкого, писали об ограблении поэта в Аддис-Абебе 2 . Об этом путешествии самим поэтом был сделан доклад 5 апреля 1911 г. в редакции журнала «Аполлон», вызвавший разнообразные отклики современников. Так, Г. И. Чулков писал 6 апреля 1911 г. жене о том, что Гумилёв читал доклад «о дикарях, зверях и птицах» 3 ; К. И. Чуковский увидел в поэте в этот день «голую изысканность, — без ума, чувства действительности, без наблюдательности», М. А. Кузмин отметил в дневнике, что «доклад был туповат, но интересный»; А. А. Кондратьев сообщал В. Я. Брюсову об умолчаниях Гумилёва, которые особенно чувствовались при рассказе о схватках со львом и буйволом (он же припомнил героев А. Доде, слушая повествование об...
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: стало обращение Гумилева к драматургии. Ранее он занимался ею лишь эпизодически, им было написано только несколько одноактных миниатюр. В 1916 году появились сразу две пьесы: «Арабская сказка в трех картинах» — «Дитя Аллаха», «Драматическая поэма в четырех действиях» — «Гондла». Попав вновь в Париж в 1917-м году, почти 10 лет спустя после первого длительного там пребывания, он, на новом жизненном витке, как бы повторяет свой тогдашний литературный опыт. Но тогда это было — ученичество, он просто пробовал себя в разных жанрах и посылал свои литературные опыты учителю — Валерию Брюсову. Теперь же надо было расплачиваться по предъявленным жизнью векселям. За десять месяцев, проведенных в Париже и Лондоне, Гумилевым было написано: множество стихотворений; «Трагедия в пяти действиях» — «Отравленная туника»; интереснейшая проза, к сожалению, не доведенная до конца, но предвосхищавшая поиски в этом жанре многих русских литераторов первой трети прошедшего века; наконец, продуманы и подготовлены планы изысканий в области теории поэзии, то, чем Гумилев стал интенсивно заниматься по возвращении в новую Россию. Отдельные рукописи он привез в Петроград, а многое оставил за границей. Большая часть долгие годы пролежала в Лондоне у Анрепа, кое-что в других местах, но именно на их основе усилиями Глеба Струве, после Второй Мировой войны, впервые было подготовлено собрание сочинений Николая Гумилева, началось изучение его...
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: посетил «Кружок Случевского» у М. Г. Веселковой-Кильштет (Петроградская ст., Церковная, 23), заседание которого было приурочено к 75-летней годовщине со дня смерти Пушкина. В январском номере «Аполлона» рецензии на сборники А. Блока («Ночные часы»), Н. Клюева («Сосен перезвон»), К. Бальмонта («Зеленый вертоград»), П. Верлена в переводе В. Брюсова, В. Шершеневича, М. Г. Веселковой-Кильштет. Отдельные стихотворения опубликованы в «Русской мысли» № 1, «Новой жизни» № 1, «Новом слове» № 1, «Биржевых ведомостях» (15.01). Февраль. 1.02 — днем к Гумилевым приехал Кузмин: «У Гумилевых электричество, бульдог...» Вечером собрался «Цех поэтов». Кроме Кузмина среди гостей были Пяст, Аничков. Кузмин остался у Гумилевых: «Спал в библиотеке. Печально, вольно и сладко. Очень странно». 2.02 — Кузмин остался у Гумилевых. Вечером Гумилев проводил Ахматову в Киев. 3.02 — Гумилев с Кузминым были в «Аполлоне». Гумилев присутствовал на выступлении Ф. Сологуба. Вечером...
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: созерцать брак Змей-Причин со Змиями-Целями. Вот пейзаж Пушкина: ...Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи... Вот пейзаж Вячеслава Иванова: Ты помнишь: мачты сонные, Как в пристанях Лорэна, Взносились из туманности Речной голубизны К эфирной осиянности, Где лунная сирена Качала сребролонные, Немеющие сны. Как видите, полная противоположность. Конечно, и Вячеслав Иванов говорит иногда о вещах и явлениях, не настаивая на заключенных в них и вскрытых рентгеновыми лучами его прозрения идеях, и названные выше поэты возвышали свой голос для передачи сокровеннейших тайн, — но как тот, так и другие не могли не чувствовать себя гостями, пусть желанными, в чуждой им области. Я назвал образы, даваемые Вячеславом Ивановым, призрачными. Действительно, они так полны, Все со ставные части их так равномерно и напряженно ярки, что внимание читателя, не будучи в силах охватить целое, останавливается на подробностях, только смутно догадываясь об остальном. Это вызывает чувство не удовлетворенности, но это и заставляет перечитывать вновь и вновь уже известные стихи. Язык... к нему Вячеслав Иванов относится скорее как филолог, чем как поэт. Для него все слова равны, все обороты хороши; для него нет тайной классификации их на «свои» и «не свои», нет глубоких; часто не объяснимых симпатий и антипатий. Он не хочет знать ни их возраста, ни их родины (рядом «в вешнем плеске клик лесных вещуний» и Гарпий свист в летейской зыби ларв»). Они для него, так же, как и образы, — только одежда идей. Но его всегда напряженное мышление, отчетливое знание того, что он хочет сказать, делают подбор его слов таким изумительно-разнообразным, что мы вправе говорить о языке Вячеслава Ива нова, как об отличном от языка других поэтов. Стих... им Вячеслав Иванов владеет в...
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: ритмических периодов на протяжении почти всей книги «Жемчугов», даже в тех случаях, когда ирония или ласковость замысла соблазняют к улыбке и игре, когда сам мастер подает пример улегченной напевности, менее сдержанного движения, более живого и простодушного тона. Я спал, и смыла пена белая Меня с родного корабля... 3 Так вспоминается ему Ариадна учителя: Ты спишь, от долгих ласк усталая, Отдавшись дрожи корабля. Это — «Одиночество»: одна из любимых тем Брюсова. Далее — ряд других брюсовских тем: перевоплощение любовной четы, заполнившей великолепную mise-en-scene * своей первоначальной трагической страсти; воспоминания о героическом товариществе; магия книг и книги магов; Адам и Ева; Улиссы, Агамемноны, Семирамиды, Варвары — и так много других встреч в садах мечты, дружной с географией и историей, — в декоративных и таинственных областях, «луной мучительной томимых», с мандрагорами первой эпохи мастера и базальтами его зрелой поры 4 . Одним словом, весь экзотический романтизм молодого учителя расцветает в видениях юного ученика, порой преувеличенный до бутафории и еще подчеркнутый шумихой экзотических имен. И только острота надменных искусов жизни реальной, жадное вгля-дывание в загадку обставившего личность бытия и в лик бытия нарастающего, упорное пытание смысла явлений, ревниво затаивших свою безмолвную душу, блаженство и пытка еще не остывших, только что выстраданных «мигов», гнев живого на живых и страстные отклики испытателя судеб и воль на судьбы народа и города, земли и ближайшего своего соседа по одиночной камере воплощенной жизни, наконец-то запечатленное опытом и в душе установившееся чувствование,...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Прочтите их, и если решите, что они паденье или нежелательный уклон моей поэзии, сообщите мне или Зноско-Боровскому, который мне напишет, и я дам в "Аполлон" другие стихи. Если понравятся, пошлите в "Аполлон" их вместе с Вашими. Этим Вы докажете, что Вы относитесь ко мне достаточно хорошо, чтобы быть строгим, и еще не отреклись от всегда сомневающегося, но всегда преданного Вам ученика Н. Гумилева Поклон всем на Башне. Аня наверно скоро вернется. В Царском мы будем в начале августа. Мой адрес: Станция Подобино, Московско-Виндаво-Рыбин-ской ж. д., именье Слепнево, мне. ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ I. НЕИЗВЕСТНОСТЬ Замирает дыханье, и ярче становятся взоры Перед сладко волнующим ликом твоим. Неизвестность, Как у путника, дерзко вступившего в дикие горы И смущенного видеть еще неоткрытую местность. В каждой травке намек на возможность несбыточной встречи, Этот грот — обиталище феи всегда легкокрылой, Миг... и выйдет, атласные руки положит на плечи И совсем замирающим голосом вымолвит: "милый!" У нее есть хранитель,...
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: воином – не соблазнял, не обольщал, а завоёвывал. Ради победы был готов на самую отчаянную жертву. И всюду его вело неукротимое честолюбие, жажда самоутверждения. А когда казалось – тупик, вот-вот сорвётся, не покорится высота,– являлась удача, внезапная и яркая. В те годы ни одна поэтическая судьба не могла состояться без В. Я. Брюсова. Авторитет мэтра символизма был беспределен. Александр Блок почтительно писал ему: «Быть рядом с Вами я не надеюсь никогда...» Лишь спустя много лет молодые поэты примутся дружно низвергать кумира. Юрий Тынянов назовёт его «героем преодолённой бездарности», Марина Цветаева – «мастером без слуха» и «героем труда». Анна Ахматова вынесет окончательный приговор: «Он знал секреты ремесла, но не знал "тайны творчества"». И это всё о Брюсове, разгадавшем массу загадок поэтики, открывшем для нас Ф. И. Тютчева, написавшем 82 печатные работы только по пушкинистике! Прав был Д. Б. Кедрин: «У поэтов есть такой обычай – / В круг сойдясь, оплёвывать друг друга». И что бы ни говорили о нём, но именно Брюсов открыл читателю Бориса Пастернака, Игоря Северянина, Сергея Есенина, у кого всё-таки нашлись слова благодарности: «Все мы учились у него». А много лет спустя М. Л. Гаспаров назовёт Брюсова побеждённым учителем...